Топ-лист событий за январь
2013 г.
Предлагаем Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли
за январь 2013 г. и готовы прокомментировать свой выбор
подробнее.
1. Совещание правительства о
перспективе освоения шельфа
Это совещание ждали несколько недель, оно много раз
переносилось. Было очень много написано о подготовке этого мероприятия.
Говорили, что будет скандал, битва, что министр природных ресурсов Сергей
Донской выступит в поддержку частных компаний. В результате ничего этого не
произошло, у частных компаний защитников не нашлось. И государственные компании
пока легко сохранили свою монополию на шельфовые проекты. Аргументы частных
компаний вполне понятны. Допуск их на шельф позволил бы ускорить
геологоразведку и продвинуть вперед шельфовые проекты. Но эти аргументы
услышаны не были, государственные компании очень жестко отстаивали свою
монополию. Однако в воздухе повис самый главный вопрос: если приватизация
«Роснефти» является официальны курсом, значит, «Роснефть» тоже в перспективе
будет частной компанией? Как быть с этим? Не стоит ли уже сейчас задуматься о
том, как будет выглядеть законодательство через несколько лет, если, конечно,
правительство не лукавит и действительно собирается сделать «Роснефть» частной
компанией.
2. Обсуждение перспектив отмены
экспортной монополии Газпрома
В этом вопросе государство в большей степени
поддерживает частные компании и прежде всего компанию НОВАТЭК. Хотя именно
здесь никакой логики в отмене экспортной монополии совершенно нет. Т.е. когда
мы говорим про шельф, аргументы частных компаний понятны. А вот когда мы
говорим про экспортную монополию на газ, никаких аргументов нет, потому что ясно,
к чему приведет отмена этой монополии – к тому, что на европейском рынке
российский газ начнет конкурировать с российским же газом и будет сбивать цену.
Зачем это нужно, абсолютно непонятно. В принципе, если мы говорим о сохранении
доли рынка, то сохранить ее очень просто: можно взять и самим снизить цены.
Только вопрос, зачем? Нужно это делать или нет? Что касается аргумента, что
экспортная монополия не позволяет продавать газ с проекта «Ямал СПГ», то это не
совсем так. На самом деле, есть контракт у «Ямал СПГ» с «Газпром экспортом»,
согласно которому «Газпром экспорт» фактически выполняет только функцию
таможенного оформления газа, потом возвращает этот газ собственникам «Ямал
СПГ», которые сами могут его реализовать. В этом плане по данному проекту давно
уже достигнуто согласие. Другое дело, что этот газ будет достаточно дорогим и
никто его пока контрактовать не хочет. Но это совершенно иная история, которую
не вылечить отменой экспортной монополии.
3. Захват террористами газового
комплекса в Алжире
Важнейшее событие привлекло небольшое внимание мировой
прессы. По крайней мере, внимание абсолютно несопоставимое, скажем, с военной
операцией в Сирии. Несмотря на успех французской операции в Мали, мы видим,
насколько хрупким оказывается мир в том же Алжире, который на фоне соседних
североафриканских стран выглядел островком стабильности. Террористический
интернационал в Мали, несмотря на поражение, которое он, вроде бы, терпит,
спокойной и быстро распространяет свое влияние на соседние страны. В этом плане
Алжир, оказывается, может быть в любой момент подвергнут серьезной
террористической атаке. Можно сказать, еще легко отделались тем, что произошло
на заводе, потому что был риск подрыва газопровода. Алжирский спецназ и
алжирская армия действовали очень жестко. При этом западные страны никаких
претензий к Алжиру не предъявили, но почему? Потому что, если признать, что
поставки газа из Алжира находятся в зоне серьезных политических рисков, это
будет означать и признание того, что энергетическая стратегия Европейского
Союза, которую можно свести к простой формуле «покупай, у кого хочешь, только
не у России», весьма и весьма спорная. На самом деле, все основные новые
энергетические партнеры ЕС – это исламские государства. И в этих исламских
государствах, естественно, стремление использовать газ как способ политического
давления очень велико. И политические риски гораздо больше. Это объясняет то,
что западные страны «проглотили» историю с алжирскими террористами,
«проглотили» те жертвы, которые они вынуждены были принести, ведь там среди
погибших заложников были и европейские граждане. Фактически ЕС закрывает глаза
на то, что сегодня север Африки представляет собой зону нестабильности с крайне
серьезными рисками террористических атак. Исламский газ в политическом смысле гораздо
более опасен для европейцев, чем российский газ.
4. Иск Газпрома к Украине
Горячие головы называют это «новой газовой войной».
Пока «газовой войны» не случилось, если понимать под этим риск перекрытия
транзита. Ни в коем случае нельзя этого допустить. Что касается формальной
стороны, у Газпрома, в общем-то, есть основания для этого иска. Можно, конечно,
задаться вопросом, почему при наличии аналогичных претензий в течение трех лет
после подписания контракта иски не предъявлялись, а на четвертый год Газпром
решил иск предъявить. Видимо, Владимира Путина окончательно достало украинское
руководство, которое не хочет слушать рациональных аргументов и продолжает
рассказывать, что труба – это суверенитет Украины. Наверное, уже дана команда
по-полной прижимать к стенке, пленных не брать и на компромиссы не идти.
Главное, чтобы не было перекрытия трубы. Нельзя исключать, что дело окажется в
Стокгольмском арбитраже. Может быть, это даже будет полезно, если стороны будут
разбираться не при помощи политических инструментов, а при помощи судебных
исков, тем более на независимой площадке.
5. Газпром и НОВАТЭК подписали
меморандум о создании совместного предприятия в области производства сжиженного
природного газа на полуострове Ямал
Теперь возникает желание построить еще один завод по
производству сжиженного газа на Ямале рядом с проектом НОВАТЭК. С одной
стороны, эти планы полностью вписываются в ту философию, которую активно
предлагают России – больше внимания уделять СПГ. С другой стороны, очевидны
проблемы российского СПГ: основные наши месторождения находятся вдалеке от
морской акватории, а те месторождения, которые находятся близко к ней, как на
Ямале, к сожалению, имеют выход не в такое теплое море, как в Африке или на
Ближнем Востоке. Поэтому требуется ледокольное сопровождение судов. Все это,
естественно, будет приводить не только к удорожанию газа, но и потребует
сложных технических решений. Надо понимать, что ямальский газ в виде СПГ – это
очень амбициозный и сложный проект.
6. Референдум по атомной станции в
Белене
Здесь решается вопрос не только о судьбе данной
станции. Вопрос более интересен и связан с демократическими процедурами и
энергетическими проектами. Если ЕС все же следует демократическим нормам и
мнение населения будет учитываться, то многие проекты реализовывать будет очень
сложно. Возьмем ту же станцию в Белене. Известно, что официальное руководство
Болгарии принципиально против этого проекта. Однако на референдуме проект
получил одобрение. Да, явка была не слишком высокой, и результаты референдума
не признаны, но все-таки большинство из пришедших проголосовало «за» развитие
атомной энергетики в Болгарии. Аналогичные проблемы возникнут и при добыче
сланцевого газа. Т.е. если вы считаете, что сланцевый газ помогает вам
избавиться от зависимости от России – это мнение европейских политических элит.
А мнение населения, которое будет жить на этих территориях, где поедут
гигантские грузовики, где будут разбиты дороги, где нужно будет отдавать земли
под горизонтальное бурение, может быть совершенно иным. В этом плане
демократические процедуры могут остановить ряд важных энергетических проектов
для Европы и поменять энергетическую карту ЕС, как, к примеру, тот же отказ
Германии от атомной энергетики, произошедший именно благодаря населению. Это
важный фактор.
7. Обсуждение «Роснефтью» перспектив
поставки нефти в Китай через Казахстан
Интересная история: построили трубу до берега Тихого
океана, и вдруг – бах – компания «Роснефть» обсуждает варианты того, что
поставки в Китай будут вестись через Казахстан. Это, конечно, интересная
ситуация. Одна госкомпания строит трубу, а другая госкомпания раздумывает,
стоит ли ее пользоваться. Проблема здесь достаточно проста: «Роснефти»
интересен Китай, а Козьмино – это прежде всего поставки в другие регионы. При
этом кроме ванкурской нефти на востоке страны добычи практически нет, и
дополнительной нефти там нет. И мы опять возвращаемся к проблеме единой
государственной энергетической политики: ее нет и разные государственные
компании решают свои собственные интересы, никакого единого координационного
центра нет. Вот и возникают такие казусы, крайне обидные.
8. Визит президента государственной
нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина в Венесуэлу
«Роснефть» четко показала, что никакого ухода из
Венесуэлы не будет. Наоборот, речь идет об увеличении инвестиций в
венесуэльские проекты. Хотя очевидно, что это не только высокие политические
риски (всем известно здоровье Уго Чавеса, резко ухудшившееся), но это вывод
инвестиций из страны.
9. Переход с января 2013 г. на стандарт
топлива Евро-3
Отказ от потребления топлива Евро-2 все-таки вступил в
силу с 1 января 2013 г. Мы больше не потребляем это низкокачественное топливо.
Наконец-то государство показало, что решения, которые оно принимает, все же
будут выполняться. Важно, что этот запрет уже давно должен был вступить в силу,
но под давлением тех компаний, которые не успевали переоснастить свои заводы,
срок ввода его неоднократно переносился. Те компании, которые инвестировали в
нефтепереработку, оказались в глупой ситуации: зачем инвестировать, когда те,
кто не инвестировал, оказался в выигрыше? Но хорошо, что это решение введено,
это большой плюс.
10.
Продолжившийся рост цен на бензин на внутреннем рынке
Это важная тенденция, потому что цены на топливо
вообще определяют уровень инфляции в стране. Надо понимать, что цена на нефть
на мировом рынке продолжает расти, акцизы продолжают повышаться, в этой
ситуации, конечно, и бензин будет дорожать. И даже в те периоды, когда нефть на
мировом рынке дешевеет, на нашем внутреннем рынке это никак не отражается.
Нефтяные компании научились считать рентабельность поставок сырой нефти на
экспорт и бензина на внутренний рынок, и в этом плане они четко следуют
принципу равнодоходности. Когда цена на нефть на мировом рынке растет, дорожает
и наш бензин. Когда дешевеет нефть, бензин не дорожает, потому что здесь наши
нефтяные компании используют олигопольный принцип: никакой конкуренции нет, и,
конечно, цену они легко держат. В этом плане ФАС уже давно показал свою
беззубость в борьбе с олигополией на внутреннем рынке, так что автолюбителям не
остается ничего другого, как ждать нового повышения цен на топливо. Тем более,
что в этом году федеральных выборов в стране не будет и значит, никаких
мораториев не будет тоже.
|