Суббота, 20.04.2024, 12:06
Мой личный сайт-Солодовников Олег Ростиславович
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

         Топ-лист событий за январь 2011 г.

Предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за январь 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

1.   Сделка «Роснефти» с ВР

Безусловно, это сенсация января. ФНЭБ всегда утверждал, что инвестиции и технологии важны, и приветствовал иностранные компании в российском апстриме. Сколько ни говори, что Россия – пропащая страна, все равно элементарный анализ запасов показывает, что особо инвестировать больше некуда. В других богатых ресурсами странах политические риски гораздо выше, чем в России. Возьмем для примера Египет, Венесуэлу или Иран. Разве это менее рисковые страны? Поэтому совершенно ясно, что ситуация должна была измениться в пользу прихода нерезидентов. Такого рода сделки крайне позитивны. Будем ожидать, что первой новостью февраля-марта все-таки принятие FID по Штокману, потому что это тоже очень важный проект. И обмен акциями очень значим, это уже более серьезная зависимость. Ходорковский Ходорковским, а запасы запасами. Сколько ни грусти, сколько ни кричи на тему страшной России, но когда вам предлагают долю в запасах, это слишком серьезный приз, чтобы от него отказаться, что и показала нам компания ВР.

2.   Скандал с дивидендами в ТНК-ВР

Когда у нас говорят про иностранные инвестиции, подразумевается, что государство кого-то давит. На самом деле нерезиденты зачастую испытывают серьезные проблемы с частными партнерами. И российские акционеры ТНК-ВР – это достаточно известная своей жадностью команда, в России у них много «славных» историй. Ясно, что руководит ими не желание сорвать сделку ВР и «Роснефти», потому что Авен, Фридман, Вексельберг – не сумасшедшие, чтобы воевать с премьер-министром, лично санкционировавшим выше названную сделку. Ясно, что они пытаются что-то у ВР урвать и скорее всего урвут, такой у нас в России частный бизнес, такие же сутяжники, как на Западе.

3.   Резкий рост цен на керосин и бензин

За несколько недель цены на керосин выросли более чем на 20%, наблюдается сильный рост цен на бензин. Но вообще сам по себе рост цен на топливо не такое уж сенсационное событие. Это четко вытекает из общей политики государства, взимающего с компаний высокую экспортную пошлину за сырую нефть и за это позволяющего им грабить внутренний рынок, где сохраняются монополии. Федеральная антимонопольная служба весь прошлый год «надувала щеки» и говорила, что устроит «русское дело Рокфеллера». В конечном итоге, гора родила мышь: никакого разукрупнения не произошло, были заключены мировые соглашения со всеми, и нефтяные компании ищут только повода, чтобы поднять цены. Мы прекрасно понимаем, что рост мировых цен на нефть никак не связан с ростом цен на бензин, потому что вся сверхприбыль от роста цен забирается в виде экспортной пошлины государством. Никакой связи здесь нет, это только повод и оправдание. Эта тенденция, видимо, будет продолжаться, и цены уровня одного евро за литр – это уже не фантастика, даже в предвыборный год.

4.   Обсуждение налоговых изменений для нефтедобывающей отрасли

Сейчас активно презентуется программа «60-66». Логика ее очень любопытна: предполагается рост пошлин на поставку нефтепродуктов и снижение пошлин на сырую нефть. После 15 лет заявлений о том, что надо развивать нефтепереработку, мы решили «развивать» ее путем роста экспортных пошлин и явного сокращения экспортного потенциала наших нефтепродуктов. Куда мы их будем девать, совершенно не понятно. Очевиден четкий крест на развитии российской нефтепереработки. Ну что ж, спасибо государству за откровенность. По крайней мере 15 лет пустых разглагольствований завершаются. Интересно, что режим «60-66» рассматривался как временный, запустить его должны были с 2011 года, а с 2012 года должны были бы получить совершенно новую долгосрочную систему налогообложения нефтегазового комплекса. То, что только в этом году начали рассматривать систему «60-66», говорит о том, что весь 2011 год мы будем изучать временную схему, с 2012 года мы введем ее в действие, а когда мы получим постоянную – совершенно не ясно. Наш прогноз простой: скоро у нас никакого общего налогового режима не будет, и все крупные отдельные проекты будут получать свой специальный режим, который будет обсуждаться в треугольнике Путин – Кудрин – представители компаний, например, как сейчас обсуждается Ванкор.

5.   Завершение переговоров о поставках российской нефти в Белоруссию

В конце года 2010 года Александру Лукашенко позволили комфортно переизбраться и согласились с его условиями взимания пошлин, успокоив себя тем, что раньше вообще ничего от Белоруссии не получали, а теперь хотя бы будем брать пошлину с нефтепродуктов. Хотя экспортная пошлина с нефтепродуктов – это где-то 55% от экспортной пошлины на сырую нефть. Отсюда и подсчеты Минфина, что мы Лукашенко тем самым где-то 4,5 млрд долларов подарили. Потом прошли выборы, прошла революция, Лукашенко рассорился с Западом. И тут решили повысить стоимость отгружаемой сырой нефти, после чего поставки были перекрыты. Все это завершилось тем, что Лукашенко согласился 46 долларов платить сверху за тонну нефти, т.е. миллиард мы назад отыграли. Еще обещали кучу бонусов в виде белорусской атомной станции, что является совершеннейшей глупостью, потому что аналогичную станцию мы строим в Калининграде. Зачем в другом государстве создавать себе же конкурента, да еще искусственно сокращать спрос на сжиженный газ? Т.е. это решение наиглупейшее, и, возможно, эта станция просто не будет построена. Мы прогнозируем, что все эти соглашения продержатся несколько месяцев максимум и Белоруссию мы еще в нашем рейтинге увидим наверняка с негативным контекстом.

6.   Заявление украинского премьер-министра о невозможности развивать ГТС Украины без участия ЕС и России и заявление комиссара по вопросам энергетики Оттингера об отсутствии у Евросоюза намерения участвовать в модернизации украинской трубы

Весной 2009 года, когда еще президентом был Виктор Ющенко, Украина подписала с ЕС декларацию о модернизации своей ГТС. Договоренность предполагала европейские инвестиции в развитие и ремонт станции. Украинские эксперты были уверены, что Европа готова инвестировать, но за прошедшее время ни копейки на модернизацию ГТС Украине выделено не было. Новый прагматичный еврокомиссар по вопросам энергетики честно сказал, что вложений не будет. И Евросоюз можно понять: кроме российского газа в украинскую трубу ничего не попадет, разве что среднеазиатский газ, но и то с санкции России. А если Россия строит «Южный поток», то Украина становится не нужной. Зачем вкладывать деньги в трубу, которая без российского газа бессмысленна? Так что это достаточно очевидное решение. Надеемся, что оно отрезвит и саму Украину, хотя ребята по-прежнему уверяют, что скоро они газ заменят на солому, что скоро будет построено десять атомных станций, и наконец уже в январе Николай Азаров пообещал пригнать из Сингапура какую-то загадочную платформу, которая будет на Черном море добывать нефть.

7.   «Южный коридор» и визит Жозе Мануэля Баррозу в Азербайджан

Европа в панике, поэтому лихорадочно пытается продвинуть «Южный коридор», хотя понимает, что в Азербайджане газа мало и для заполнения Набукко его не хватит. Тем более что на этот газ претендуют еще две европейские трубы – ITGI и TAP, а газа просто физически нет. Поэтому без Туркмении «Южный коридор» бессмысленен. Но тут вопрос: как построить трубу между Туркменией и Азербайджаном? Там расстояние небольшое, условное, но Туркмения без серьезных гарантий со стороны США и ЕС, что они защитят от России, трубу строить не начнет. А гарантий этих дать нельзя, тем более что здесь как раз Китай играет на нашей стороне: Китай берет дешево газ из Туркмении, а дешево потому, что Туркмении деваться некуда. Если Туркмения получит трубу в Европу, то тут же начнет шантажировать Китай по цене. Пекину это не нужно, поэтому США вынуждены думать не только о реакции России, которая вполне может начать войну на Каспии. Поэтому сколько там Баррозу не говорит о необходимости строительства трубы, он прекрасно понимает: здесь нужно перейти политический Рубикон. И Туркмения это тоже понимает. Ее могут оставить один на один с Китаем и с Россией, и те просто разорвут ее на части. Азербайджан прямо заявил свою точку зрения: либо ЕС помогает решить вопрос с Карабахом, либо никакого газа. Т.е. Европа все время ищет каких-то неполитизированных поставщиков газа, но получает политику в чистом виде.

8.   Блэкаут в Подмосковье

Даже если бы не было ледяного дождя, обрывы все равно произошли бы рано или поздно. Много раз мы говорили, что сети – слабое звено нашей энергетики, что при реформе РАО «ЕЭС России» полностью были развалены ремонты. То, что произошло в Подмосковье, вполне предсказуемо. При том, что работы ведутся уже месяц и никак не завершатся, наши энергетики с особым цинизмом заявляют, что они будут строить ЛЭП из Центральной Азии через Афганистан в Пакистан и инвестировать деньги в такие проекты.

9.   «Интер РАО» приняла программу развития и заявила о намерении приобрести 49% в Нортгазе

Явно «Интер РАО» на этом не остановится и будет просить у Газпрома 51% в Нортгазе. С учетом успехов НОВАТЭКа и с учетом того, что «Интер РАО» возглавляет сын г-на Ковальчука, крупнейшего акционера банка «Россия», «Интер РАО» вполне может этот актив получить. Здесь любопытно не то, что «Интер РАО» выстраивает цепочку от газовой скважины до продажи электроэнергии. Важнее то, что будет с самим «Интер РАО». Мы думаем, что приватизация компании не за горами. Весь январь «Интер РАО» был этаким «пылесосом». Компания приняла такую программу развития, что, грубо говоря, это РАО «ЕЭС России» в миниатюре: разукрупняли, разукрупняли, а теперь все начали собирать обратно. Мы убеждены, что все это сделано для того, чтобы потом снова продать активы, но «правильным ребятам», может быть, связанным с прямыми родственниками нынешнего главы «Интер РАО».

10.                    Обсуждение «Транснефтью» и «Роснефтью» возможности обмена спецпорта Козьмино на трубопровод Ванкор-Пурпе

Конечно, «Роснефть» особо спецпорт Козьмино не волнует, потому что эта компания делает ставку на поставки в Китай. «Роснефть» уже фактически отказалась от строительства НПЗ на Дальнем Востоке, поэтому сомнительно, что она согласится на условия «Транснефти». Скорее всего, «Транснефть» все же эту трубу получит, но придется еще доплатить, т.е. по-прежнему наши трубы – это не самый честный и однозначный элемент отношений в энергетике.

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz