Вторник, 07.05.2024, 00:38
Мой личный сайт-Солодовников Олег Ростиславович
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Главная » Файлы » Мои файлы

КИТАЙ
12.03.2010, 19:05

      Литература древнего Китая.

 

Бань Гу ( 32 – 92 гг. ) – историк и библиограф.

Составляя официальную  "Историю династии Хань”, он отвёл в ней место и специальному "Описанию исскуств и словесности” – 596 сочинений – 6 разделов:

- канонические книги;

- произведения философов;

- стихи – ши и поэмы – фу;

- трактаты по военной науке;

- сочинения по астрологии;

- медицинские книги;

при Бань Гу конфуцианство уже было провозглашено официальной государственной идеологией, поэтому первое место в своём перечне историограф отводит сочинениям конфуцианского канона:

- "Книге перемен” – "Ицзину”;

- "Книге истории” – "Шуцзину”;

- "Книге песен” – "Шицзину” (  в которую включил 305 песен древних царств Конфуция ( ХIV вв. До н.э.);

- сочинениям, регулирующим обряды (  во главе  с "Книгой ритуалы" – "Лицзи” ) и музыку ( "Записки о музыке” – "Юэцзи” ), знаменитой летописи царства Лу  "Весны и осени” – "Чуньцю”, создание или редактирование которой приписывается также Конфуцию,  "Беседам и суждениям” – "Луньюй” – записям высказываний Конфуция.

"Книга песен”  - поэтический свод состоял из 4-х разделов:

- Нравы царств;

- Малые оды;

- Великие оды;

- Гимны.

Песни, собранные в своде, были созданы в эпоху Чжоу, начавшуюся в XI в . до н.э., когда Китай представлял собой ряд небольших царств, номинально подчинявшихся чжоукскому правителю – сыну Неба.

Песни "Шицзина” представляют собой 4-х сложные стихи с постоянной рифмой.

Бесспорный  художественный интерес имеют и знаменитая  "Книга истории” и особенно последующая историческая литература, приписанная в библиографическом своде Бань Гу к первой канонизированной летописи "Весны и осени” . Кроме "Летописи Цзо” ( "Цзочжуань” ), составленной в IV в. до н.э. Цзоцю Мином и считавшейся коментарием к "Веснам и осеням”, в числе последователей древних литописцев оказался у Бань Гу и автор знаменитых  "Исторических записок”  Сыма Цянь ( 145 – 86 гг. до н.э. ).

Строго разделяя произведения канонические и неканонические, Бань Гу отвёл записям бесед последователей Конфуция, таким как мыслитель Мэн-цзы (372 – 289 гг. до н.э.), первый параграф во втором разделе своей библиографии, названном  "Произведения философов”.

Книга Мэн-цзы развивала учение Конфуция, особенно в вопросе о гуманном правлении, как о главном условии сохранения мира и спокойствия в стране.

Следующее место за трудами конфуцианских наставников Бань Гу отвел сочинениям представителей другой влиятельной филосовской школы древности – даосам.

Её родоначальником считается Лао-цзы, жившим в одно время с Конфуцием, в VI в. до н.э.

Приписываемое Лао-цзы сочинение – "Даодэцзин” – "Книга о Пути и Добродетели”.

В отличие от конфуцианцев, интересовавшихся в первую очередь проблемами этики и управления государства, последователи даосизма разрабатывали проблемы бытия, утверждая примат естественного Пути – Дао как основы всего сущего во вселенной, как источника всех вещей и явлений. "Добродетель в данном случаевесьма условный перевод даосского понятия Дэ, которое рассматривалось как индивидуальное проявление Дао в отдельном человеке, показывающее нравственное совершенство личности, следующей Дао и достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.

"Даодэцзин” нашла своё продолжение в книге "Чжуан – цзы” – автор Чжуан Чжоу, знаменитый Чжуан-цзы ( IV в. до н.э. ).

В разделе филосовской литературы в перечне Бань Гу после даосов помещены сочинения натурфилософов, развивавших учение о взаимодействии двух полярных сил природы: света- ян и тьмы- инь. За ними шли легисты или законники , трактовавшие и развивавшие учение о государственной власти, осуществляемой с помощью чёткой системы наказаний и поощрений ( "Хань Фай- цзы” и "Вёсны и осени Люя” ).

После них Бань Гу перечислил труды древних номиналистов – логиков и затем упомянул последователей мыслителя Мо- цзы ( V в. до н.э. ), проповедовавшего  принцип  "всеобщей любви” и равенства всех людей . В отличие от конфуцианцев, с которыми Мо- цзы и его ученики резко полемизировали, моисты рассматривали управление страной не как морально-этическую проблему, а как определенное профессиональное мастерство.

За тем Бань Гу поместил ещё несколько менее известных филосовских школ,  включая и авторов аграрных трактатов, а в конце списка филосовских произведений прибавил особую школу сяонюцзя ( сочинителей сяоню ). Сяошо – буквально: малые ( пустячные ) речения – стало впоследствии обозначением сюжетной повествовательной прозы.

Перечислив 10 школ мыслителей, Бань Гу перешел к описанию литературы поэтической: поэм – фу и песен – гэши.

Великий конфуцианец Сунь Цин и Цюй Юань. А после них Сяй Юй , Тан Лэ, а при расцвете династии Хань: Мэй Шэн, Сыма Сян-Жу и под конец Ян Сюн.

Император Сяо-у-да, правивший в 140 – 86 гг. до н.э. учредил даже специальную музыкальную палату – Юэфу. По ним можно судить об обычаях и нравах, узнать их достоинства и недостатки – так сам Бань Гу определил роль музыкальной палаты.

                                 

       

 После песни и поэм в библиографии Бань Гу помещены  сочинения уже в основном прикладного характера; разные виды книг по военному искусству, по астрономии, по вопросам календаря, гаданий, медицины.

Литература при этом рассматривалась в тесной связи с её функциональной предназначенностью, со строго определённым местом в иерархии древнекитайского общества. Не случайно, видимо, и то что большинство упоминаемых Бань Гу филосовских школ и их сочинений связывается с отправлением определённых деловых функций в древнекитайском обществе.

Так про конфуцианцев он пишет, что они вышли из чиновников, ведающих делами управления и заботящихся  о просвещении и совершенствовании государя и его людей. Даосов он связывает с историографами, которые вели записи о взлётах и падениях царств, что и заставило их задуматься о причинах явлений; законников-легистов с чиновниками, отправлявшими наказания, моистов- сосмотрителями в храме предков  царского дома и т.д.

И даже говоря о песенной поэзии и поэмах-фу, непосредственно неасоциированных в сознании древних китайцев с деловыми функциями словесности, Бань Гу усматривал их общественную роль в связи с ритуалом . Он напоминал, например, что сановники отправлявшиеся в соседние царства с посольской миссией, использовали песни "Шицзина” для того, чтобы намёком выразить свои стремления. Можно сказать, что в древнем Китае художественность как чистая эстетическая категория ёще не была открыта.

В древнем Китае постепенно зарождались жанры, составившие в средние века изящную бессюжетную прозу. Такими были древние указы или обращения к государю, входившие в свод "Книги исторических преданий”. Так  в составе "Исторических записок” Сыма Цяня  родился жанр чжуань-жизнеописаний, очень скоро, в I веке н.э., осознанный как самостоятельное литературное явление.

Поэтому принцип классификации древнего историографа был утилитарно-тематическим, а не чисто жанровым, как у его средневековых последователей. Так произведения жанра Ицзоу – доклады государю- фигурируют у него как в разделе "Книги исторических преданий” и в разделе "Книги ритуалов”, так и среди летописных произведений, продолжающих "Весны и Осени”, и даже среди книг, примыкающих к "Беседам и суждениям” Конфуция.

"Девятнадцать древних стихов” – отобранные царевичем Сяо Туном в начале VI века и включённые в его "Изборник”, были созданы в I-II вв. н.э. Эти стихи фактически начиниют в китайской поэзии пятисложный стих.

Проза повествовательная в Китае, как и в других странах древнего мира, например, в Греции, начинает складываться лишь в самом конце древнего периода. В I-II в н.э. в Китае появляются беллетризованные жизнеописания и истории, которые весьма условно могут быть названы древними повестями. Это прежде всего "Яньский наследник Дань”. Древность этой конфуцианской по своим идеям повести подтверждена "Историческими записками” Сыма Цяня, так и китайским изобразительным искусством рубежа нашей эры. Именно в это время на каменных рельефах и других ритуальных сооружениях, часто изображалась сцена покушения Изин Кэ. Также рельефы были найдены на полуострове Шаньдун и юго-западной провинции Сычуань.

Аналогичным образом отличается и "Частное жизнеописание Чжао – Летящей Ласточки” от официального жизнеописания этой знаменитой наложницы, а затем и супруги императора Чэн-ди ( правил с 33 по 7 г. до н.э. ), приписывается произведение крупному сановнику рубежа нашей эры Лин Сюаню ( или Лин Юаню).

В древнем Китае была заложена идеологическая основа, на которой развивалось средневековое искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока – Японии, Кореи, Вьетнаме. Тогда же сложились и многие темы китайской поэзии, тот богатый арсенал символов и образов, без знания которого нельзя правильно понять классическую литературу дальневосточных народов. 

                          

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ors
Просмотров: 1008 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz