. 4. ЭКСПОРТ СЛАНЦЕВОЙ «РЕВОЛЮЦИИ» В 2011 году американское EIA выпустило исследование потенциала сланцевого газа в мире, оценив технически извлекаемые ресурсы некоторых бассейнов в 32 странах в 188 трлн кубометров – больше, чем все доказанные запасы природного газа в мире. Доклад был подготовлен консалтинговой компанией Advanced Resources International по заказу EIA. Анализировались именно те страны, которые не имеют крупных запасов традиционного газа и/или существенно зависят от импорта газа из других стран. Поэтому ни Россия с Центральной Азией, ни Ближний Восток, ни Центральная Африка в доклад не попали. Оцененные EIA сланцевые бассейны Источник: EIA
. 83% ресурсов, по версии авторов исследования, приходится на первую десятку стран, которую возглавляет Китай с 36 трлн кубометров (больше доказанных запасов «Газпрома»). В топ-10 также вошли все три страны Северной Америки, две из Южной Америки, три африканских страны и Австралия. Европейские сланцевые «богачи» – Польша и Франция, якобы обладающие 5 трлн кубометров сланцевого газа каждая, расположились следом. Всего же на Европу (включая Украину и Турцию) исследование отводит 18,1 трлн кубометров технически извлекаемых ресурсов, то есть всего лишь на 25% меньше, чем в США. Таким образом, исходя из этой оценки, делается вывод не только о возможности, но и неизбежности экспорта американского опыта добычи газа из сланцевых залежей в Китай, Европу, Латинскую Америку и Южную Африку. Напомним также, что впоследствии EIA была вынуждена снизить оценку ресурсов основных сланцевых залежей США (Marcellus и Haynesville) втрое, притом что степень изученности американских сланцев даже два года назад была в разы выше, чем в других странах мира. Поэтому можно говорить о том, что ресурсная база других регионов была переоценена на порядок
. 4.1 Канада и Мексика. Считается, что наиболее легким окажется экспорт американского опыта по масштабной добыче природного газа из сланцевых залежей в соседние страны – Канаду, прежде всего, и Мексику. В исследовании EIA канадские ресурсы были оценены в 11 трлн кубометров. Позднее национальный регулятор в Канаде заявил, что ресурсная база несколько меньше – 2,5 трлн кубометров, из которых 90% находятся в бассейне Horn River провинции Британская Колумбия на западе страны. При этом на сланцевые ресурсы приходится почти 50% всех оставшихся ресурсов газа в Канаде. Тем не менее ситуация на рынке такова, что новые проекты по добыче газа в Канаде экономически нерентабельны. Просто для того, чтобы остановить падение добычи в ближайшие годы, компаниям необходимо бурить по 2 тыс. скважин в год. Но имеющий место рост добычи в США, во-первых, снижает конкурентоспособность канадского газа на американском рынке, во-вторых, начинает теснить канадский газ в восточных провинциях. Получается замкнутый круг. Для развития новых добычных проектов (в том числе сланцевых) в Канаде нужен рост спроса на газ в Северной Америке, рост цен до уровня более 5 долл. за млн БТЕ (180 долл. за тыс. кубометров) либо реализация вертикально интегрированных проектов по экспорту СПГ. С другой стороны, рост цен на газ увеличит добычную активность и в США, а значит, более дорогой (в силу удаленности от рынков сбыта) канадский газ вновь будет проигрывать конкуренцию. То есть в сухом остатке для развития сланцевого потенциала в Канаде нужен либо рост спроса в Северной Америке, опережающий возможности добычи в США, либо вертикально интегрированные СПГ-проекты, где издержки будут покрываться за счет реализации газа на экспортные рынки с премиальным ценообразованием. В то же время, как уже отмечалось, СПГ-проекты в Канаде пока развиваются не очень динамично. Причем основные проблемы возникли именно в сфере поиска покупателей на канадский газ в АТР, где цены на сжиженный газ зашкаливают. Однако, понимая
ситуацию, в которой оказались канадские производители (они не могут вкладывать в добычу и производство СПГ), не имеющие контрактных гарантий со стороны покупателей, азиатские импортеры требуют в большей степени привязать цены к североамериканским спотовым хабам, что категорически не устраивает поставщиков. Как минимум до 2020 года Канада не станет крупным экспортером СПГ, а значит, перспектива разработки ресурсов сланцевого газа в этой стране будет зависеть в большей степени от конъюнктуры рынка в Северной Америке. Но при этом канадский газ все равно будет дополнительным источником к американскому. Кроме того, в Британской Колумбии в целом более суровые условия добычи и климатические ограничения (например, запрет на передвижение тяжелой техники в зимний период, что делает смену дислокации буровых установок зависимой от сезона), более строгое регулирование в отношении использования воды и фрэкинга. Сланцевый потенциал в Мексике EIA оценивало почти вдвое выше, чем канадский, и почти вровень с американским – более 19 трлн кубометров технически извлекаемых ресурсов. При этом запасы газа в этой стране всего 400 млрд кубометров, а добыча, достигнув пика в 60 млрд кубометров, в последние годы демонстрирует быстрое снижение на фоне роста спроса. То есть, по идее, Мексика – идеальный вариант для экспорта сланцевого опыта из США, за исключением двух «но». Во-первых, монопольный характер нефтегазового сектора в стране. Эксклюзивные права на разведку и добычу углеводородов у государственной PEMEX, что практически исключает приток частных инвестиций в отрасль. Во-вторых, дефицит водных ресурсов в стране, который делает проблематичным масштабное применение технологии гидроразрыва пласта. Процесс разведки сланцевых запасов в стране начался, но идет медленными темпами. С 2011 года PEMEX, которая оценивает технически извлекаемые ресурсы в 8,4 трлн кубометров (в 2,5 раза меньше, чем EIA), пробурила менее десятка разведочных скважин в северных штатах на границе с США, после чего заявила, что сланцевая формация Eagle Ford, расположенная в Техасе, распространяется частично и на территорию Мексики. Бурение одной скважины обошлось в 25 млн долл. Всего до конца 2015 года PEMEX планирует пробурить 175 скважин стоимостью 3,5 млрд долл. Даже при высоком уровне отдачи общая добыча сланцевого газа за три года вряд ли превысит 5‑6 млрд кубометров. Темпы разведочного бурения не позволяют рассчитывать на существенный рост добычи сланцевого газа в Мексике, притом что издержки здесь будут значительно выше, чем в Техасе (дефицит опыта, оборудования, инфраструктуры и инвестиций), а значит, будет сложно конкурировать с объемами американского газа, поступающего в Мексику.
4.2. Китай. Многие эксперты связывали распространение сланцевой индустрии именно с Китаем, который демонстрирует самые высокие темпы роста потребления газа в мире и вынужден наращивать свою зависимость от импорта благодаря ограниченности собственных запасов традиционного газа. Исследование EIA, объявившее КНР крупнейшей сланцевой державой в мире с ресурсами, в 1,5 раза превышающими американские, только подлило масла в огонь. Основные сланцевые бассейны расположены в центре страны (Сычуань) и на северо- западе (Таримский), где производится основной объем традиционного газа в Китае.
. Госкомпания CNPC оценила ресурсы сланцевого газа в 31 трлн кубометров, а Министерство земли и ресурсов страны – в 25 трлн Правда, все существующие оценки сделаны методом экстраполяции на похожие американские залежи, что делает их ненадежным источником данных. Тем не менее понятно, что Китай располагает значительными ресурсами сланцевого газа, которые подлежат активному изучению, разведке и добыче. Вопрос в скорости и масштабе этих процессов. Но на сегодняшний день можно лишь констатировать, что китайские власти всерьез рассматривают возможность развития добычи газа из сланцевых формаций для удовлетворения растущего внутреннего спроса и подходят к этой теме системно. В дополнение к 5-летнему плану Китая на 2011‑2015 годы, в марте 2012 года Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство финансов, Министерство земли и ресурсов и Национальное энергетическое управление выпустили «План развития индустрии сланцевого газа до 2015 года». Документ предусматривает:
• Подготовку национального исследования по ресурсам и добыче сланцевого газа • Достижение уровня добычи 6,5 млрд кубометров в 2015 году • Разработку подходящих методов, технологий и оборудования для сланцевой индустрии • Установление технических стандартов, правил и регулирования для всех стадий оценки, сертификации, тестирования, разведки и добычи сланцевых ресурсов, а также экологических требований. Кроме того, в плане намечена базовая программа мер государственного стимулирования сланцевой индустрии, часть из которых уже воплощена в жизнь. В частности, в конце 2011 года Министерство земли и ресурсов выделило сланцевый газ в отдельную категорию минеральных ресурсов, что позволяет разработать для него специальный режим регулирования (отличный от очень жесткого подхода к добыче обычного газа, куда, например, не допускаются иностранные инвесторы). Впоследствии «сланцевый газ» был включен в каталог по иностранным инвестициям в категории, поощряющей иностранное участие и создание совместных предприятий, в том числе за счет налоговых преференций. В рамках плана государство также намерено увеличить инвестиции в оценку сланцевых ресурсов, поддерживать технологические инновации, связанные с этой индустрией, предоставлять субсидии производителям (по аналогии с производителями угольного метана), а также убрать таможенные пошлины на ввоз оборудования, не имеющего аналогов в Китае. В 2011 и 2012 годах власти провели два тендера на предоставление прав разведки и добычи сланцевого газа на 23 блоках. Правда, иностранные компании не были допущены к ним. В рамках первого конкурса были выданы 4 лицензии госкомпаниям CNPC и Henan Provincial Coal Seam Development and Utilization. Во втором раунде на 19 блоков принимали участие 83 компании, в том числе частные. В результате 17 блоков достались госкомпаниям, однако в основном это были не нефтегазовые корпорации, а электроэнергетические концерны (три блока получил электрический гигант Huadin Corp) или угольщики. Две лицензии достались частным китайским фирмам – Wintime Energy и Beijing Taitantongyuan Natural Gas Technology. Следует отметить, что лицензии предполагают, что победители должны предоставить полный отчет о параметрах предполагаемого бурения для получения разрешения на начало работ. Национальный план предполагает создание условий для роста добычи сланцевого газа к 2020 году до 60‑100 млрд кубометров. То есть фактически речь идет о повторении американского опыта в сланцах в течение 10 лет.
. В Китае действует уже несколько совместных предприятий с иностранными мейджорами. CNPC подписала СРП с Shell по перспективному блоку в Сычуаньском бассейне. В прошлом году партнеры пробурили 24 скважины и планируют еще 14 скважин в течение этого года. Стоимость своих инвестиций в проект Shell оценивает в 1 млрд долл. в год. Результаты не сообщаются. В начале 2012 года Chevron стала партнером Sinopec на блоке в Хайнаньском бассейне. Одна скважина уже пробурена и еще 4 в плане на 2013 год. Кроме того, в конце прошлого года Sinopec привлекла ConocoPhilips для оценки потенциала своего блока в Сычуаньском бассейне. Американцы должны провести сейсмику и пробурить две разведочные скважины. В октябре 2012 года Минфин и Национальное энергетическое управление объявили, что добывающие сланцевый газ предприятия получат 0,4 юаня за каждый добытый кубометров (то есть по 60 долл. за тыс. кубометров), что, вероятно, улучшит экономику проектов для инвесторов в условиях сохранения государственного регулирования цен на газ в Китае. Следует также отметить, что китайские госкомпании активно инвестируют в проекты по добыче сланцевого газа в США с целью получить опыт разработки этих ресурсов. Тем не менее, несмотря на обширную государственную поддержку и политику, направленную на привлечение инвестиций и иностранного опыта в индустрию, остается набор рисков и вызовов, способных ограничить перспективы добычи сланцевого газа в стране. Главная проблема – дефицит водных ресурсов в Китае, который делает проблематичным распространение практики многоступенчатого гидроразрыва пласта. Вторая – более сложная геология китайских сланцевых залежей, которые расположены значительно глубже, чем в США. Скважины демонстрируют более скромные уровни отдачи, содержание газа в породе ниже. По предварительным оценкам, затраты на разработку в 4‑5 раз выше, чем в Соединенных Штатах.
4.3 Евросоюз. Никакая диверсификация импорта не может сравниться с получением собственного источника газа, поэтому в условиях снижения добычи в Северном море и на суше опыт Соединенных Штатов по разработке нетрадиционных (прежде всего, сланцевых и низкопроницаемых коллекторов) ресурсов газа был воспринят многими европейскими политиками с энтузиазмом. В исследовании EIA оценивает ресурсную базу стран Евросоюза по сланцевому газу в 14,2 трлн кубометров, три четверти из которых приходится в равной пропорции на Польшу и Францию. Первая волна выдачи разрешений на изучение потенциала прокатилась в ЕС еще в 2009‑2010 годах, когда Польша, Болгария, Франция, Великобритания, Германия, Румыния и Швеция выдали первые участки инвесторам. Последствия были разными. Польша была объявлена новым газовым Эльдорадо, а Франция под давлением общественности и атомного лобби ввела законодательный запрет на использование при бурении технологии многоступенчатого гидроразрыва пласта, без которой разработка сланцевых пород теряет всякий экономический смысл.
. Кроме того, запрет был введен в Болгарии. А в Румынии летом 2012 года был введен временный мораторий на разведку сланцевого газа. В Великобритании первые работы по гидроразрыву на скважине на месторождении в Ланкашире компании Cuadrilla Resources привели к локальным землетрясениям, после чего власти также взяли тайм-аут на изучение ситуации и подготовку правил контроля за бурением. В Германии на фоне дискуссий о безопасности технологии гидрофрэкинга на федеральном уровне правительство земли Северная Рейн-Вестфалия – наиболее перспективного района для добычи сланцевого газа (так как именно здесь были сосредоточены и основные запасы традиционного газа в стране), где было выдано 19 разрешений (29 по всей Германии) на исследование сланцевых участков, в сентябре 2012 года постановило запретить разработку до появления более надежной и безопасной технологии. Ресурсы сланцевого газа в странах Евросоюза, трлн кубометров 5,3 5,1 1,2 0,7 0,6 0,5 0,2 0,1 0,5 Польша Франция Швеция Дания Великобритания Нидерланды Германия Литва Прочие* * Румыния, Болгария и Венгрия Источник: US EIA Помимо Великобритании, реальное бурение началось в Польше, а также в Швеции. Польские власти вообще сделали из сланцевой индустрии национальную идею, выдав более 100 разрешений в разных частях страны национальным и иностранным инвесторам. Однако на сегодняшний день результаты буровых работ в основном неутешительные. Только одна из скважин PGNiG показала наличие перспективных для дальнейшей геологоразведки залежей. При этом два крупных игрока – американская Exxon и канадская Talisman – объявили, что сворачивают свои проекты из-за отсутствия коммерческих запасов. Более того, исследование Государственного геологического института Польши показало, что извлекаемые ресурсы сланцевого газа в стране гораздо ниже предварительных оценок американского EIA – 346‑768 млрд кубометров против 5,3 трлн (6‑14%). К тому же на местах нарастает недовольство населения и общественных организаций, что повышает давление на инвесторов, увеличивает сроки подготовки к бурению и утяжеляет риски. В сентябре 2012 года большое тройное исследование по разработке сланцевых ресурсов опубликовала Еврокомиссия, в котором анализируются как экономические и технические стороны вопроса, так и воздействие на окружающую среду и на права населения. Выводы сделаны крайне осторожные. С одной стороны, авторы считают, что
себестоимость добычи сланцевого газа в ЕС может варьироваться от 5 до 12 долл. за млн БТЕ (180‑432 долл. за тыс. кубометров), значительно выше, чем в США, а условия для разработки крайне ограниченные. С другой, по их мнению, добыча сланцевого газа позволит ЕС в долгосрочной перспективе сохранить зависимость от импорта на уровне 60%. Отметим, что для этого придется либо существенно снизить потребление газа, либо обеспечить объемы добычи сланцевого газа, замещающие падение добычи на традиционных месторождениях (8‑10 млрд кубометров в год в ЕС). Это маловероятно. При цене газа для розничных потребителей от 600 до 1000 евро за тыс. кубометров цифры себестоимости, приведенные в исследовании, сделанном по заказу ЕК, вполне могут быть экономически привлекательными для удовлетворения локального потребления и даже для поставки в другие части Европы. Вопрос в том, какими могут быть налогообложение добываемого газа и другие накладные расходы, и вообще, насколько справедлива оценка себестоимости добычи – всего в 1,5 раза дороже, чем в США, хотя все условия значительно хуже, начиная с геологии и заканчивая требованиями экологического регулирования. В частности, бурение одной разведочной скважины в Европе варьируется в пределах 10‑20 млн долл., а потребности в воде для проведения гидроразрыва (из-за более высокой температуры и давления) больше в 10 раз. Количество буровых установок ограничено (всего 72 против 2000 тысяч в США), а заказ новых установок требует еще больших затрат на начальном этапе развития проектов по добыче сланцевого газа в Европе. По нашим оценкам, себестоимость добычи будет в 3 раза выше, чем в Соединенных Штатах, то есть на уровне 360‑850 долл. за тыс. кубометров, что сделает в большинстве случаев невозможной конкуренцию с импортным газом, который стоит 350‑450 долл. Ситуацию может изменить субсидирование отрасли сланцевого газа со стороны государства. В противном случае практика добычи в ЕС будет единичной и локальной. Впрочем, масштабная государственная поддержка в Евросоюзе также проблематична из-за особенностей сланцевой индустрии, европейского законодательства и активности населения. Во-первых, недостаточность данных по геологии и проблематичность применения метода экстраполяции для сланцевых залежей в силу их уникальности. Необходима масштабная разведка, особенно программа разведочного бурения, чтобы понять реальный потенциал. Первые национальные данные по ресурсам оказались на порядок хуже, чем международные оценки. Во-вторых, в отличие от США, где собственник земли является собственником недр, в Европе полезные ископаемые принадлежат государству. Это значительно усложняет отношения с местным населением. Американский фермер, который сдает землю в аренду добывающей компании, получает плату за пользование и роялти (% от добытой продукции), что значительно ограничивает протестные настроения и озабоченность экологическими проблемами, связанными с применением гидроразрыва. В-третьих, очень сильное «зеленое» лобби в ЕС в совокупности с отсутствием поддержки на местах либо сделают добычу невозможной, либо кратно увеличат затраты, связанные с использованием воды, химикатов и другими процессами бурения и монетизации добытого сырья. Не стоит забывать, что для добычи сланцевого газа нужны довольно большие территории, свободные от поселений. Европа же располагает значительным количеством средних поселений, раскиданных по солидным территориям. В США в тех штатах, где добывается сланцевый газ, либо вообще крайне мало населенных пунктов, либо же
население сосредоточено в крупных мегаполисах. На этом, кстати, строится одна подмена, сознательно допускаемая американскими лоббистами сланцевого газа. Ниже можно видеть рисунок из презентации сервисной компании Weatherford (осуществляет услуги по гидроразрыву пласта и весьма заинтересована в европейских контрактах), на котором как бы доказывается безопасность добычи сланцевого газа в Польше. Красными столбцами выделены три основных польских бассейна сланцевого газа. Задача Weatherford – показать, что плотность населения в Польше не выше, чем в некоторых американских сланцевых бассейнах. Однако Weatherford сознательно закрывает глаза на тот факт, что, например, в Пенсильвании люди живут в крупных городах, а в Польше же мелкие населенные пункты (особенно в месте залегания сланцевых пород) разбросаны по всей территории. Это создает риски для питьевых коллекторов городов, но зато нет необходимости переселять людей. Поэтому плотность в Польше вроде бы и не выше, однако при добыче сланца многие польские городки и деревни окажутся прямо в зоне извлечения газа. И может возникнуть необходимость переселения людей и изъятия их земель. А это может стать социальной проблемой, тем более что в Польше недра не принадлежат владельцам земельных участков. Как в период появления мануфактурного производства в Европе «овцы съедали людей», так и сейчас сланцевый газ может привести к тому, что людей будут вынуждать насильно менять место жительства. Кроме того, мы видим, что все равно плотность населения в сланцевых бассейнах США в подавляющем большинстве случаев ниже чем в Польше. Плотность населения в основных сланцевых бассейнах США и Польши (человек на квадратный километр) Источник: Weatherford Сегодня американские и канадские компании активно «обрабатывают» польских обывателей, убеждая их в безопасности добычи сланцевого газа. Идет попытка склонить общественное мнение на свою строну. В мелких населенных пунктах на деньги сервисных компаний организуют, например, курсы английского языка. Однако все эти усилия не смогут подавить протесты в случае начала переселения или появления очевидных экологических проблем. Которые вполне реальны – особенно если учесть, что лицензии на добычу уже выданы на 17% территории Польши.
. Отметим также, что политическое лоббирование сланцевого газа в Европе в настоящее время достаточно скромное. К примеру, ЕК подчеркивает, что остается нейтральной в вопросах необходимости добычи сланцевого газа, отдавая их на откуп национальным правительствам, которые самостоятельно принимают решения о составляющих своего энергобаланса, что связано с невозможностью выбрать единый подход к разработке сланцевых ресурсов. Именно поэтому ЕК, которая, как правило, борется за консолидацию в вопросах энергетической политики, занимает нейтралитет. Тем не менее в начале 2013 года сланцевая история в ЕС получила второе дыхание. Движущей силой стали правительства Румынии и Великобритании, которые сняли запреты на разработку сланцевых проектов, а также правительство Литвы, которое провело конкурс на право получения разведочных лицензий в этой республике. И в Румынии, и в Литве разведкой будет заниматься американская Chevron, которая наряду с Shell является главным агентом по экспорту «сланцевой революции» за пределы США. В Польше и Германии правительства подготовили новые проекты законов по регулированию разведки и добычи сланцевых ресурсов. Польша таким образом пытается вернуть интерес инвесторов (законопроект предполагает снижение экологических обязательств, упрощение процедур согласования и введение налога с прибыли, без рентных платежей). Правительство Германии под давлением промышленных кругов, страдающих от снижения конкурентоспособности в сравнении с американскими производителями, которые существенно снизили затраты на энергоносители, пытается, напротив, создать хотя бы начальные условия для разработки сланцевых запасов и при этом успокоить «зеленых». Одним из главных лоббистов является химический концерн BASF, который надеется выиграть не только от разработки запасов, но и от продажи химических соединений, которые необходимы для технологии фрэкинга. Но пока никакого прорыва в сфере добычи сланцевого газа в Европе не предвидится. В результате реальные успехи заменяются мощной PR-кампанией, особенно заметной в Польше, которая делает все, чтобы стать пионером в области сланцевой добычи в ЕС. В 2011 году в Польше была пробурена первая скважина, давшая приток сланцевого газа. Это мероприятие посетил премьер-министр Дональд Туск, а саму скважину польские СМИ тут же назвали «Факелом надежды» (flame of hope). А концерн PGNiG тут же начала одноименную кампанию по оказанию давления на европейских регуляторов с целью принятия решений, создающих режим особенного благоприятствования для производителей сланцевого газа. С помпой уверялось, что Польша доказала техническую возможность добычи сланцевого газа на своей территории. Проблема в том, что как раз технические возможности по добыча сланца сомнений никогда не вызывали .Вопрос в том, насколько конкурентоспособным будет такой газ – ведь главная задача заключается не в том, чтобы просто добыть газ, а чтобы он был дешевле представленного на рынке российского газа. С этим как раз возникли серьезные проблемы. Летом 2013 года польские СМИ сообщили о том, что в Польше началась полноценная добыча сланцевого газа в результате бурения горизонтальной скважины с применением гидроразрыва. Однако в реальности речь идет о спекуляциях вокруг все той же скважины, пробуренной уже несколько лет назад. Только на этот раз компания 3Legs Resources провела новые тесты на все той же первой своей горизонтальной скважине, пробурен- ной еще в 2011 году. И опять – компания доказала техническую возможность добычи, в чем на самом деле нет особой необходимости. В том, что добыча сланцевого газа в Польше возможна, сомнений нет. Вопрос остается в цене производства сланцевого газа. И вот тут результаты тестирования выглядят совершенно разочаровывающими. В течение месяца – с 21 июля по 20 августа – скважина производила 300 тыс кубических футов газа, или 8,5 тыс кубометров газа ежесуточно. Это ничтожно мало. Если такие
объемы удастся добывать из скважины в течение 1 года, (хотя даже это маловероятно, поскольку даже в США добыча из скважин на сланцевых залежей в течение первого года в среднем падает вдвое), то добыча составит всего 3 млн кубометров. При цене газа около $500 за тыс кубометров на польском рынке, скважина принесет $1,5 млн выручки за этот год в самом лучшем случае. Более того, в 2011 году, когда скважина была только пробурена, она также обеспечивала поток газа. И он был почти в 2 раза выше, чем сейчас – 14 тыс кубометров в день. Теперь же после проведения фрэкинга дебет оказался значительно ниже, хотя по идее гидроразрыв должен был обеспечить «газовый фонтан». Итоговая стоимость пробуренной скважины в документах 3Legs Resources не раскрывается. В проспекте перед IPO на Лондонской бирже компания оценивала затраты на ее бурение в размере «более $10 млн». Скорее всего, ее стоимость превысила $15 млн С объявленным дебетом окупить их не удастся никогда. Компания сообщила, что будет работать над увеличением продуктивности скважины, в частности, над устранением зоны «низкой проводимости» вокруг нее, которая мешает поступлению газа в устье. По нашим оценкам, чтобы добыча стала коммерчески привлекательной продуктивность должна быть, как минимум, в 10‑15 раз выше. Однако это не мешает польским СМИ и политикам продолжать рассуждать на тему «скорой сланцевой революции в Польше», которая должна изменить роль этого государства в европейской политике.
4.4. Норвегия, Украина и Турция. Для Норвегии, которая не нуждается в дополнительных запасах газа для внутреннего газоснабжения, сланцевый газ в обозримой перспективе не выглядит привлекательным решением. А разработка сланцевых запасов, предварительно оцененных EIA в 2,3 трлн кубометров (третий результат в Европе), для увеличения экспортного потенциала проблематична из-за высокой себестоимости, необходимости строительства разветвленной газотранспортной инфраструктуры. Тем не менее, по мере истощения запасов в Северном и южной части Норвежского морей, эта тема может быть вынесена на повестку дня. Норвежским властям, возможно, придется сравнивать экономические и экологичекие параметры добычи и экспорта сланцевого газ на суше и продвижения по шельфу на север в Баренцево море. Нельзя исключать, что именно с прицелом на внутренние сланцы норвежская госкомпания Statoil одной из первых иностранных компаний вошла в проекты по добыче сланцевого газа на территории США и остается там, несмотря на плохую конъюнктуру, чтобы приобрести опыт добычи. Однако по нашей оценке, работа на шельфе, несмотря на возрастающие издержки и экологические риски по мере продвижения в Арктику, будет основным приоритетом для Осло, учитывая накопленный опыт в этой области и меньшее влияние на окружающую среду и население по сравнению с бурением горизонтальных скважин с применением фрэкинга на суше. В последнее время активно муссируется тема масштабной добычи сланцевого газа на Украине. Особенно после помпезного подписания соглашения о разделе продукции между Shell, ООО «Надра Украины» и правительством страны по Юзовской площади в Харьковской области. Власти объявили, что прогнозные ресурсы территории составляют 4 трлн кубометров (хотя EIA, которое, как видно из предыдущих примеров, имеет
. склонность завышать оценки, в 2011 году приписало Украине только 1,2 трлн кубометров), инвестиции в разработку – 10 млрд долл. и годовая добыча – 10 млрд кубометров. Сланцевые ресурсы Норвегии, Украины и Турции по версии EIA, трлн кубометров 0,4 1,2 2,3 0 0,5 1 1,5 2 2,5 Норвегия Украина Турция В то же время в материалах Shell прямо говорится, что Юзовская площадь не относится к сланцевым формациям. На ее территории могут быть ресурсы метана в уплотненных песчаниках (tight gas). Более того, в течение 5 лет планируется провести геологоразведочные работы и пробурить 15 скважин (400 млн долл., все затраты берет на себя Shell), никаких оценок по объемам ресурсов газа и перспективам его извлечения нет. Кроме того, Shell выплатила Киеву бонус в размере 200 млн долл. Действующих проектов по добыче газа из сланцевых залежей на сегодняшний день на Украине нет. Ведутся переговоры о заключении СРП по Олесской площади на западе страны, где, как предполагается, имеются ресурсы сланцевого газа. Но они еще не завершены, хотя конкурсы и по Юзовской, и по Олесской площади прошли одновременно год назад. По неофициальной информации, Chevron должна будет профинансировать ГРР на сумму около 160 млн долл., после чего будет приниматься решение о переходе к добычному бурению или выходе из проекта. Однако, судя по затянувшемуся процессу, заключениям СРП и активным протестам в густонаселенной Западной Украине, перспективы для быстрого прогресса не просматриваются. А учитывая, что Олесская площадь относится к тому же сланцевому бассейну Люблин, с территории которого в Польше в прошлом году ушло несколько иностранных инвесторов (в том числе Exxon) из-за сухих скважин, то вызывает вопросы и само наличие коммерческих запасов газа в этих формациях. Вслед за Украиной сланцевая лихорадка, похоже, готова охватить еще одну страну, которая полностью зависит от импорта газа, в том числе на 60% от российского – Турцию. В начале года министр энергетики страны заявил, что по предварительным данным сейсморазведки, в юго-восточных и западных районах Анатолии идентифицированы сланцевые формации, богатые газом. И если EIA оценивало потенциал Турции в сланцевой сфере весьма скромно – 400 млрд кубометров, то теперь власти и Ассоциация нефтяных геологов говорят о наличии 1,8 трлн кубометров всего в двух районах. Пока, правда, иностранные инвесторы не торопятся в Турцию. Только Shell пробурила первую горизонтальную разведочную скважину (результаты неизвестны) и планирует еще три скважины в 2013 году. Вероятно, от успеха этих скважин зависит, увеличится ли интерес других крупных компаний к турецким сланцам, что является необходимым условиям для начала бума сланцевого бурения. Пока это больше похоже на PR со стороны местных властей, которые ведут перманентные переговоры об улучшении условий поставок природного газа из-за пределов страны (в частности, сейчас продолжаются обсуждения по контрактам на импорт СПГ).
4.5. Австралия, Африка и Южная Америка. Австралия, которая к концу десятилетия может стать крупнейшим экспортером СПГ, располагает, по данным EIA, 11 трлн кубометров ресурсов сланцевого газа. Всего в стране выявлено 9 перспективных сланцевых формаций, из которых 4 были предварительно оценены американским Управлением энергетической информации. Самым привлекательным ресурсным потенциалом обладает бассейн Купер в Квинсленде, где производятся основные объемы австралийского угольного метана (под экспорт которого на Восточном побережье строится несколько заводов СПГ). Следует отметить, что в прошлом году крупнейшего владельца километража в этой сланцевой формации Beach Energy приобрел Chevron. Кроме того, работы по оценке потенциала сланцевых формаций ведутся и на северо-западе, в бассейне Каннинг, где местная компания Senex Energy привлекла к работам и финансированию разведочного бурения японскую Mitsubishi. Говорить о потенциале добычи сланцевого газа в Австралии рано. Ограниченный внутренний рынок (всего около 30 млрд кубометров в год), а также удаленность континента от районов потребления делают возможным разработку сланцевых запасов только для поставок на экспорт в виде СПГ. Как известно, сейчас в Австралии реализуется целый ряд дорогостоящих проектов по экспорту сжиженного природного газа, ресурсной базой для которых являются шельфовые месторождения на северо-западе и преимущественно угольный метан (индустрия его производства в Австралии хорошо развита) на востоке. По предварительным оценкам, себестоимость добычи сланцевого газа на континенте выше, чем для угольного метана, а значит, у сланцев будет перспектива только при условии истощения ресурсов или административных ограничений на добычу газа из угольных пластов, либо при условии реализации новых проектов по экспорту СПГ. Скорее всего, разговор о новых экспортных проектах из Австралии может вестись только с прицелом на следующее десятилетие, что фактически консервирует ресурсный потенциал сланцевого газа на обозримую перспективу. ЮАР – обладатель крупнейших в Африке ресурсов сланцевого газа (согласно ис- следованию EIA) – под давлением общественности ввела в прошлом году мораторий на применение технологии фрэкинга. После того как американское управление оценило потенциал бассейна Кару без малого в 14 трлн кубометров, несколько компаний, включая Shell, получили разрешения на проведение работ. Shell заявила о намерениях пробурить 24 скважины, но из-за возражений со стороны экологических организаций и фермеров правительство заморозило проекты на время проведения дополнительных исследований. Мораторий продлится как минимум до конца года. Две другие африканские «сланцевые» страны расположены на севере континента. Обсуждать сланцевый потенциал Ливии в настоящее время нет особого смысла из со- ображений безопасности инвестиций. Вряд ли стране с крайне нестабильным режимом грозят значительные финансовые вложения в геологоразведочные работы. Что касается Алжира, то он, судя по всему, рассчитывает на привлечение иностранных инвестиций в разведку и разработку сланцевых залежей. Власти внесли ряд изменений в законодательство, чтобы сделать отрасль более привлекательной для инвестиций, после чего ряд западных мейджоров – Exxon, Shell и Eni – подписали с Sonatrach соглашения на проведение геологоразведки. Стремление Алжира начать добычу сланцевого газа
связано с истощением запасов традиционного газа на главном месторождении Хасси Эр-Мель и отсутствием успехов в геологоразведке традиционных запасов, что приводит к снижению добычи и экспорта газа из страны в последние годы. Будет ли добыча сланцевого газа в Алжире экономически привлекательной для последующего экспорта по подводным газопроводам или в виде СПГ, пока неясно, поскольку оценка запасов и экономии их извлечения на текущее время не установлена.