ИНФОРМАЦИОННАЯ ТОР СИСТЕМА
___________________________________
Основные принципы
функционирования системы ТОР:
- единство цели – сквозная ориентация
тематики информационного обеспечения на решение основных народно –
хозяйственных проблем;
- единство действий – координация
работы, взаимодействие, взаимообмен информационными материалами, взаимопомощь,
взаимосогласованная нормативно – методическая база системы;
- комплексность – полный тематический
охват народнохозяйственных проблем страны ( региона ); обеспечение абонентов
всех основных уровней и органов управления народным хозяйством; использование
взаимодополняемых форм и методов информационного обеспечения и видов
информационных материалов и документов;
- приоритетность – преимущественное
информационное обеспечение наиболее важных и первоочередных программ и
направлений решения основных народнохозяйственных проблем; отбор и рекомендация
к использованию значительных отечественных и зарубежных достижений науки, техники
и производства;
- избирательность – учёт основных задач
и функций уровней и органов управления народным хозяйством страны, основных
функциональных обязанностей руководящих работников, условий их деятельности,
индивидуального стиля и опыта работы;
- специфичность – преимущественная
ориентация на аналитико – синтезированную актуальную и прогнозную информацию
рекомендательного характера, получаемую в результате технико – экономических
исследований, исключительный её лаконизм;
- технологичность – однократность
обработки научно – технической информации ( НТИ ) при многократном и
многоаспектном её преобразовании и использовании;
- эффективность – системное управление
качеством информационного обеспечения и информационных материалов по критерию
их влияния на решение основных народнохозяйственных проблем страны, задач по
управлению наукой, техникой, общественным производством, социально –
экономическим процессами.
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
– ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1.
Определение и
удовлетворение информационных потребностей руководящих работников
дифференцировано по уровням и органам управления.
2.
Формирование
тематики информационного обеспечения руководящих работников и её структуры.
3.
Осуществление
информационного обеспечения разработки и реализации конкретных комплексных
целевых программ, решения этих программ, а также задач управления развитием
науки, техники, общественного производства.
4.
Информационное
обеспечение подготовки и принятия решений коллегиальных органов управления по
общегосударственным, отраслевым и региональным аспектам реализации
народнохозяйственных проблем.
Такой
подход к модели информационного обеспечения руководящих работников позволяет
решать следующие задачи:
-
совершенствование целевой тематической направленности информационного
обеспечения и избирательности распространения информационных материалов;
-
выбора оптимальных методов обеспечения в соответствии с функциями уровней и
органов управления народным хозяйством государства;
-
определение наиболее удобных средств и форм представления НТИ, количества
доводимых информационных материалов в соответствии со спецификой деятельности и
основными функциональными обязанностями руководителя;
-
развитие и совершенствование организационной и технологической структуры;
-
совершенствование координации работы и взаимодействия органов НТИ по
информационному обеспечению руководящих работников различных уровней и органов
управления народным хозяйством страны.
Важнейшей особенностью системы ТОР является подготовка большинства информационных материалов для руководящих работников на основе технико – экономической информации ( ТЭИ ) состояния , перспектив и путей решения основных народнохозяйственных проблем страны.
По
результатам ТЭИ подготавливается восемь видов аналитико – синтезированных
информационных материалов:
-
Обзорные информации;
-
Информации для руководителя "Новое в науке, технике и производстве”;
-
Ежегодные доклады;
-
Информационные материалы для определения технического уровня;
-
Докладные записки;
-
Аналитические справки;
-
Научные доклады;
-
Научные отчёты.
Организация
взаимодействия органов НТИ осуществляется поэтапно в соответствии с логикой
информационной деятельности и использованием системного подхода.
В
результате координации работы и взаимодействия органов информационного
обеспечения для руководящих работников осуществляется на основе общих
методологических и методических принципов, единой тематики и взаимосвязанного
планирования.
Принципиальная
схема организационно – функциональной структуры ТОР СИСТЕМЫ и её функциональных связей в комплексной
системе управления качеством.
Цикл
управления:
-
координация – нормативное обеспечение – прогнозирование – регулирование –
планирование – оценка – контроль – организация.
Основным
и другими результатами ТОР СИСТЕМЫ определены и регаментируются: - цель, основные задачи и функции системы;
-
её организационно – функциональная структура;
-
состав подготавливаемых информационных материалов;
-
порядок их подготовки и требования к качеству;
-
порядок оценки эффективности ТОР СИСТЕМЫ и контроля качества по всему
организационно – технологическому циклу системы.
Для
выполнения этих замыслов требуется соответствующее структурное подразделение, в
котором будут сосредоточены функции организации и управления.
Рекомендуется
Отдел организации, обработки, анализа и
контроля качества информационного обеспечения.
ОСОБЕННОСТИ
И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОР СИСТЕМЫ.
Координация
работы, наличие 2-х подсистем в ТОР СИСТЕМЕ, разнообразие форм и методов
информационного обеспечения и его видового состава, ориентация информационных
материалов на руководящих работников, единая общая цель
( информационное обеспечение решения основных
народнохозяйственных
проблем
страны позволяют сочетать комплексность обеспечения, дифференцацию его по
основным уровням и органам управления народным хозяйством страны ).
Подсистема
1 - избирательного тематического информационного обеспе-
чения
материалами, подготавливаемыми по результатам научного анализа, обобщения НТИ и
технико – экономических исследований,
реализуется подготовкой и распространением
:
-
обзорно – аналитических, прогнозных и аналитико – синтезированных
информационных изданий;
-
неиздаваемых, в том числе и аналитико – синтезированных, информационных
материалов для обеспечения разовых и постоянно действующих запросов (заданий)
руководящих работников;
-
информационных материалов по результатам специальных технико-экономических
исследований;
-
информационных материалов по зарубежной НТИ.
Виды
информационных материалов:
а)
Обзорные информации;
б)
Информации "Новое в науке, техники и производстве”;
в)
Специнформации "Новости науки и техники”;
г)
Докладные записки;
д)
Аналитические справки;
е)
Реферативные справки;
ж)
Фактографические справки;
з)
Ретроспективные тематические справки;
и)
Тематические подборки по текущим поступлениям НТИ;
к)
Ежегодные доклады;
л)
Информационные материалы для определения технического уровня производства;
м)
Научные доклады;
н)
Научные отчёты по разделам ТЭИ;
о)
Сигнальная информация о переводах;
п)
Переводы по запросам.
Подсистема 2 – избирательного
тематического документально – библиографического обеспечения, реализуется:
- подготовкой сигнальной информации ( библиографических указателей ) с
последующей выдачей документов НТИ по запросам абонентов подсистемы;
-
выполнение разовых запросов абонентов подсистемы на документы своего
и
других фондов НТИ;
-
подготовкой библиографических справок по фондам в соответствии с разовыми
заданиями абонентов;
-
библиотечным обслуживанием, в том числе и на основе создания филиала в органах
управления;
-
организацией и провидением комплексных мероприятий.
ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВИДЫ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ.
а) Первоисточники НТИ;
б) Библиограф, указатели
по НИР и ОКР наименований ( библиографические спра-
вки );
в) Дни информации;
г) Тематические выставки;
д) Выставки новых
поступлений НТИ.
- Комплексно –
осуществляется информационное обеспечение планов работы и подготовки решений
коллегиальных органов управления;
- Информационное
обеспечение по системе ТОР руководителей высшего уровня управления:
только для руководителей этого уровня
подготавливается и избирательно распространяется специальная информация "Новости
науки и техники” в виде краткой ( 2 – 3
страницы машинописного текста ) периодической аналитико –
синтезированной информации, а также и другие информационные материалы.
Из информационных изданий – преимущественно
аналитико – интегрированная информация "Новое в науке, техники и производстве”,
а также специально предназначенные для руководителя по тематике, содержанию и
форме обзорные информации.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ТОР.
Эффективность системы ТОР
определяется результатами использования информационных материалов руководящими
работниками соответствующих уровней и органов управления народным хозяйством
для оптимизации управленческих решений по определению направлений и средств реализации
основных народно-
хозяйственных проблем
страны, управлением развитием науки, техники, передового опыта, конкретному
использованию их наиболее важных достижений в общественном производстве.
Эффективность системы ТОР
зависит в первую очередь от совокупного показателя качества информационного
обеспечения и информационных материалов.
Задача состоит в
разработке и реализации мероприятий по дальнейшему повышению эффективности
информационного обеспечения руководящих работников страны.