Также исследования проблемы выхода
российского бизнеса на мировые нефтегазовые рынки и пути их решения.
При всей активности российских нефтегазовых
компаний за рубежом, еще рано заявлять об их широкой мировой экспансии. Степень
участия российских ВИНК в борьбе за мировые запасы углеводородов еще довольно
низкая. У «Газпрома» мало зарубежных добычных проектов. Российские ВИНК
углеводородного сектора по опыту работы на мировом рынке и инвестиционным
возможностям серьезно отстают от своих западных коллег. Они не представлены в
таких странах как Нигерия, Ангола, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Малайзия и
таких перспективных нефтегазоносных регионах мира, как шельфы Северного моря и
Мексиканского залива, Ближний Восток. Оставляет желать гораздо большего их
участие в зарубежных проектах по добыче углеводородов в СНГ, Венесуэле, Иране, Колумбии, Египте,
Сирии, Ливии и других странах. Газпром нефть, «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и
«Башнефть» пока вообще не проявили себя в области приобретения активов за
рубежом, и работают, в основном, на внутреннем рынке. Даже у лидера зарубежной
экспансии - «ЛУКОЙЛа» - доля нефти, добываемой за рубежом, составляет менее 10%. Для сравнения, у
нефтегазовых компаний США заграничная доля равна 50-80%.
Экспансию российских нефтегазовых компаний
за рубеж существенно осложняют как внешнеэкономические, так и внутренние
проблемы нефтегазового комплекса России, которые отражаются на его экспортных
возможностях. Негативно сказывается дисбаланс в структуре потребления
энергоресурсов в сторону природного газа. Наметилась тенденция снижения темпов
роста добычи нефти и газа, а также уменьшения объемов экспорта углеводородов.
Снижение темпов роста добычи связано с истощением ресурсной базы и старых запасов, запаздыванием ввода новых месторождений.
Низкое качество нефтепродуктов и малая глубина переработки углеводородов в
России также отрицательно сказывается на их экспорте. При этом существенно
уменьшаются доходы от экспорта нефтепродуктов. Для продвижения в Европу
потребуется дорогостоящая модернизация НПЗ и производство топлива стандарта
Евро-4. Пока выгоднее торговать на внешнем рынке сырой нефтью, поскольку
затраты на ее экспорт меньше, чем нефтепродуктов. Тут нужна более гибкая
налоговая политики государства в отношении экспорта продукции высокой степени
переработки.
Россия только в 2009 году вошла в состав
участников индустрии сжиженного природного газа (СПГ) ( проект Сахалин – 2 ).
Преимущество СПГ в том, что его можно экспортировать напрямую, миную транзитные
страны, в том числе выйти на новые рынки - в США, КНР и Индию, Японию и Южную
Корею. В качестве центров для создания производств и географических потоков
экспорта СПГ в России наиболее перспективны северо-западное и дальневосточное
направления, а также северный маршрут в
США. А выходить с большими объемами СПГ в Европу не экономично, поскольку в
этом случае российский сжиженный газ будет конкурировать с уже налаженными
поставками трубопроводного газа.
Несмотря на помощь
государства в экспансии за рубеж российских нефтегазовых госкомпаний, те имеют
немало проблем на мировых рынках. Мешают экономические препоны, тарифные и
нетарифные барьеры, а также антироссийские тенденции в политической сфере.
Отсутствие внятной внешней энергетической стратегии России препятствует
эффективному развитию нефтегазового комплекса и негативно влияет на его
экспортные возможности. В экспорте российских углеводородов абсолютно
доминирует Европа, а экспорт в США, Китай и Японию составляет лишь несколько
процентов от общего объема. Правда в связи с пуском первой очереди трубопровода
ВСТО до ст. Сковородино и достройки ветки от ст. Сковородино в Китай
партнёрские отношения в Восточном направлении стали укрепляться. Существенно ухудшили отношения с иностранными
инвесторами энергоконфликты России с Белоруссией и Украиной, разбирательства по
сахалинским проектам, отказ от режима СРП.
Взаимосвязи России и
стран СНГ в нефтегазовой сфере обширны, но не достаточны. Россия поставляет
нефть и газ почти во все республики СНГ, российский бизнес контролирует ряд
крупнейших украинских и белорусских НПЗ и трубопроводы на постсоветском
пространстве.
Украина, Грузия и
Молдавия пытаются ослабить свою энергозависимость от России и найти других
поставщиков энергоресурсов, но пока это не удается. Азербайджан ведет прозападную нефтегазовую
политику. Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Армения остаются в зоне российского энергетического
влияния. Туркменистан, обладающий крупными даже по мировым меркам газовыми
ресурсами, сотрудничает с Россией и другими странами СНГ, однако является
малопредсказуемой и сложной страной для инвестиций. Белоруссия и Украина
конфликтовали с Россией по поводу объемов поставок и цен на транзит. Пожалуй,
лишь Казахстан остается относительно надежными партнером России в нефтегазовой
сфере.
Отражением центробежных тенденций на
пространстве СНГ является строительство или участие стран региона СНГ в
трубопроводах в обход России. Украина
пытается повысить свою энергонезависимость путем использования нефтепровода
Одесса–Броды и его достройки до Польши. Азербайджан
был одним из инициаторов создания мощного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан
(БТД), в котором участвуют также Грузия и Казахстан, и который рассчитан на
поставки нефти в Европу через Турцию в обход России. Проектируется создание
Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) в обход России.
Казахстан также ведет строительство трубопровода в Китай (поставки уже начались)
и не исключает появления иранского маршрута с выходом к Персидскому заливу. Имеется
ещё проект строительства в среднесрочной перспективе газопровода Nabucco
(конкурент пророссийского газопровода «Южный поток»). Эти мощные обходные
трубопроводы будут поставлять нефть и газ прикаспийских государств СНГ через
Турцию в ЕС в обход России. В свою
очередь Россия также будет снижать зависимость от транзитных стран-соседей. Она
собирается строить новые или шире использовать старые трубопроводы в обход стран
СНГ, прежде всего в западном направлении, где у нее возникали конфликты с
Украиной и Белоруссией.
В перспективе вопросы транзита нефти и
газа останутся наиболее острыми в отношениях России с Украиной, Белоруссией,
Туркменией и Казахстаном, однако эти страны продолжат сотрудничество с Россией
в нефтегазовой сфере. России стоит шире применять практику получения
энергоактивов СНГ в счет покрытия долгов за поставленные углеводороды.
Белоруссия может расплатиться долями своих двух нефтеперерабатывающих заводов
(Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан»), «Белтрансгаза» и других объектов. Тот же
механизм расплаты за долги необходимо применять в отношениях с Украиной,
Грузией и Арменией, которые также имеются долги перед Россией. Таким образом,
российские нефтегазовые компании смогут сохранить контроль над нефтегазовыми
потоками и рынком сбыта в СНГ.
Доставку газа из Центральной Азии (ЦА) в
Россию, Украину и Европу обеспечивает построенный еще во времена СССР
газопровод Средняя Азия-Центр (САЦ). У
России есть долгосрочные договора о сотрудничестве в нефтегазовой сфере со
всеми странами Центральной Азии. В мае
На наш взгляд, взаимосвязи в нефтегазовой
сфере могут сохранить кооперацию с постсоветскими странами Балтии, поскольку
Россия имеет крупные доли в компаниях, занимающихся распределением и доставкой
энергоресурсов в этот регион. При снижении политической составляющей в
нефтегазовом диалоге с Литвой, Латвией и Эстонией возможно налаживание поставок
российских энергоносителей, а также их экспорта в ЕС по трубопроводам и через
порты Балтики.
Существует мнение, что России не следует
развивать связи со странами СНГ и особенно Центральной Азии, поскольку они
бедны. Однако для России это немалый рынок сбыта нефтегазовой продукции и
технологий. Есть также и геополитические мотивы - в случае потери этого рынка
его сразу же займут конкуренты
России. Регион Содружества объективно
остается зоной интересов России. Надо четко выстраивать внешнюю политику в
отношении стран-производителей и экспортёров энергоресурсов стран СНГ
(Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), стран-импортёров (Украина,
Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Таджикистан, Киргизия) и транзитных стран
(Украина, Белоруссия), экономические интересы которых не совпадают.
Целесообразно создавать систему региональной энергобезопасности, когда страны
производители, потребители и транзитеры одинаково несут риски и ответственность
во взаимообеспечении нефтью и газом.
В отношении отдельных
стран СНГ можно выработать
дифференцированную политику, допускающую преференции. В ответ страны СНГ также
могут осуществлять политику преференций для России. Укреплению позиций в СНГ
способствовала бы покупка российским бизнесом нефтегазовых активов, участие в
разработке месторождений и создании транспортной инфраструктуры нефтегазовой
отрасли региона. Россия со своей стороны также может предоставить странам СНГ
возможности участия в своих энергоактивах, в добычных, перерабатывающих и
транспортных проектах.
Но не страны СНГ, а государства
Европы являются основными потребителями газа, нефти и нефтепродуктов России.
Однако при росте объемов российского газового экспорта в Европу его доля в
суммарном европейском импорте газа сокращается и эта тенденция продолжается.
В последние годы основой разногласий в энергодиалоге России и ЕС стал
Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). Россия подписала ДЭХ, хотя Госдума РФ
пока его не ратифицировала. По мнению отечественных оппонентов подписания ДЭХ,
многие его пункты, а также Транзитного протокола к нему, являются
дискриминационными и не выгодными для России. Однако стороны могут пойти на
компромисс и согласится с рядом положений друг друга. Потери, которые Россия
понесет после подписания ДЭХ в ближайшей перспективе будут покрыты
экономическим эффектом от открытия западных рынков в дальнейшей перспективе.
В настоящее время сложились две модели
энергетических отношений Россией с ЕС. Первая предусматривает сотрудничество в
виде отношений между Россией со всем Евросоюзом, при этом Россия обязана
принимать действующие в ЕС правила в сфере энергетики. Вторая модель
энергетических отношений предполагает сотрудничество на двустороннем уровне, а
не на уровне Россия–ЕС в целом и уже реализуется между Россией и Германией. В
этом случае энергетика остается в ведении отдельных государств Европы. Такая
модель не обязывает Россию принимать правила ЕС, не лишает Газпрома его монопольного
положения и не требует открытия для ЕС российских магистральных трубопроводов.
В
Новации Еврокомиссии повлияют на общий
энергодиалог России с ЕС. Саммиты Россия-ЕС в
Если Еврокомиссия пойдет на ограничения
доступа иностранных инвесторов, у Газпрома появятся проблемы в планах по выходу
на нефтегазовые рынки Европы. Но в ближайшие десятилетия Россия останется
крупнейшим поставщиком нефти и газа в Евросоюз. Этому способствуют
географическая близость и развитая транспортно-экспортная инфраструктура -
трубопроводы России ориентированы на Европу. По нашему мнению, решением
противоречий между поставщиками, потребителями и транзитёрами энергоресурсов в
Европе может стать подписание новой энергетической хартии, которая в полной
мере отвечала бы интересам всех сторон. Потребуются компромиссы, как с
российской, так и европейской стороны. Вероятным может быть следующее развитие
событий: западные компании добились участия в разработке огромного Штокманского
месторождения углеводородов в России. Взамен «Газпром» получит доступ к
энергетическим активам запада и полноценно выйдет на европейский рынок.
Проблемы в Европе
усиливают необходимость разворота нефтегазовых потоков с Запада на Восток
(прежде всего в Китай). В перспективе азиатское направление российского
нефтегазового экспорта (Китай, Индия, Япония, Ю. Корея и ЮВА), а также в страны
АТР, будет развиваться наиболее активно. На Востоке Сибири Россия намерена
организовывать комплекс газохимических предприятий и экспортировать продукцию с
высокой добавленной стоимостью. Однако тут также есть проблемы. Строящийся
Россией нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с ответвлением на
Китай, а также газопровод на Дальний
Восток с выходом на экспорт в АТР до сих пор вызывают дискуссии. Некоторые
эксперты сомневаются, что для трубопроводов хватит углеводородов. Кроме того,
есть сомнения в рентабельности российского газопровода на Восток, поскольку КНР
предлагает цену на газ гораздо ниже, чем цена российского экспортного газа в
Европу. России необходимо экспортировать газ в КНР, в том числе из
стратегических и политических соображений, но у газа есть много альтернативных
покупателей. Он будет востребован Европой или переработан в СПГ и отправлен в
Ю. Корею, Японию и другие страны АТР. Эксперты утверждают, что Индия и Китай
являются конкурентами России и друг друга в борьбе за рынки и политическое
влияние в Азии. Однако развитие энергодиалога в треугольнике может помочь
сбалансировать отношения, чтобы
конкуренция не превращалась в конфликты.
Российский нефтегазовый бизнес
заинтересован в завоевании позиций на рынке США. Но поставлять газ в США по
трубопроводам пока нереально, а судов для перевозки СПГ у России нет. Новые
законы по энергобезопасности США направлены на развитие внутреннего
производства углеводородов и ограничение поставок из других регионов, в том
числе из России. В свою очередь "Газпром" в
Перевод энергодиалога с США из
политической в деловую плоскость зависит не только от межгосударственных
отношений, но и от самих компаний. На наш взгляд, энгергодиалог «снизу», то
есть на уровне бизнеса отдельных компаний не менее чем на уровне саммитов
скрепляет сотрудничество двух великих держав. Пример – успешный энергоальянс
ЛУКОЙЛа и ConocoPhilllips ( В 2010 году ConocoPhilllips из-за крупных краткосрочных
задолженностей распродало половину своих активов ( 10% из 20% ) в компании
ЛУКОЙЛ мотивируя тем, что в России опубликовали закон о запрете частным
компаниям добывать углеводороды на шельфах российских морей. Морские поставки
нефти в США осуществляет Лукойл, который
собирается также поставлять нефтепродукты из недавно открытого балтийского
порта Высоцк. Поставки нефти в США могли бы обеспечить порты, построенные в
незамерзающем Баренцевом море, они могли
бы помочь ослабить зависимость США от стран ОПЕК.
Что касается
взаимоотношений в нефтегазовой сфере с другими государствами и регионами мира,
то доля стран Азии, Африки и Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока в общем
объеме экспорта российских углеводородов и капиталов невелика. Пока из-за недостатка геологической
информации и неопределенности законодательства о недрах, инвестиции в ряд стран
этих регионов являются рискованными. Несмотря на это в ряде стран Африки: Гана; Кот
Д’вуар ( особенно после визита в Африку Президента России Медведева Д.А. )
российские компании начали активное вхождение в добычные активы. Однако
российское энергетическое влияние в этих регионах необходимо расширять за счет
приобретения там энергоактивов, разработки месторождений, производстве
энергоресурсов и их транспортировке, создании СП, поставке энергетического
оборудования. Необходимо использовать и политический фактор. К примеру,
благодаря потеплению политических отношений, нефтегазовое сотрудничество России
и Венесуэлы может пополниться перспективными проектами ( создание СП между
пятью российскими компаниями и государственной венесуэльской компанией ) для
поиска, разведки, добычи и сбыта углеводородов в районе реки Ориноко.
Экспорт капиталов представлен как инструмент
усиления конкурентоспособности российского нефтегазового бизнеса за рубежом.
Предложены современные формы и экономические механизмы продвижения российского
бизнеса в мировую нефтегазовую отрасль. Обоснована важность активной
нефтегазовой дипломатии, а также участия России в международных энергетических
организациях ( в 2009 году создана ФСЭГ
– форум стран – экспортёров газа ) и региональных союзах для выхода российских
нефтегазовых компаний за рубеж.
Российским компаниям надо
учиться работать не только с традиционными долгосрочными договорами, но и
переходить к более либеральным формам торговли: краткосрочным контрактам,
становиться полноценными участниками спотового рынка, внедрять биржевую
торговлю.
Российскому нефтегазовому
бизнесу следует активней осуществлять экспансию за рубежом путем слияний и
поглощений компаний, участия в их приватизации ( в начале 2009 года компания
«Газпром-нефть в Сербии , приобрела контрольный пакет у государственной
нефтегазовой компании NIS - 51% акций, а российская компания «Сургутнефтегаз»
приобрела 20% акций у нефтегазовой венгерской компании «МОЛ» ) и покупки долей
на фондовом рынке. В последние годы в России больше внимания стало уделяться
формированию стратегических альянсов и совместных предприятий (СП) с зарубежным
бизнесом. Примерами СП являются ТНК-BP, союз «Роснефти» и китайской
нефтегазовой корпорации CNPC, который предполагает создание СП в области добычи
и переработки нефти. Пример удачного стратегического энергоальянса это союз
«ЛУКОЙЛа» и американской ConocoPhillips. Российские нефтегазовые компании,
которые создают СП, а также альянсы с крупными иностранными корпорациями,
получают определенные плюсы при выходе за рубеж.
Превращение российских
ВИНК в ТНК будет способствовать продвижению их капиталов за рубеж. Крупнейшие российские
нефтекомпании лишь формируются как ТНК: У Лукойла лишь 10% доходов формируется
за счет зарубежной деятельности ( крупнейший перспективный актив в Ираке ), у
"Газпрома" пока нет добычных проектов за рубежом, кроме Венесуэлы и
Вьетнама. Создание ТНК в нефтегазовой сфере с участием России является
механизмом энергетической интеграции и выхода на мировые рынки. Экспансия
российского капитала за рубеж путем приобретения активов и обмена активами в
нефтегазовой сфере, на наш взгляд, наиболее соответствует нынешней общей
тенденции глобализации мировой энергетики. Участие капиталами в компаниях друг
друга - это еще более высокая ступень кооперации и интеграции в сфере
энергетики. Переплетение капиталов наибольшим образом сближает мировой бизнес,
сопутствует разрушению препятствий и барьеров на пути сотрудничества,
укреплению энергетической безопасности.
Некоторые эксперты считают, что российским
компаниям не стоит тратить средства на покупку активов за рубежом, поскольку
наибольшую прибыль дает экспорт углеводородов и лучше инвестировать в
российскую добычу. Однако, на наш
взгляд, отказ от зарубежной экспансии ведет к закреплению России в положении
сырьевого поставщика (придатка) западной экономики. В настоящее время основой
долгосрочной кооперации и интеграции энергетики России и зарубежных стран, а
также укрепления мировой энергетической безопасности может стать именно обмен
активами, По сути, доступ зарубежных компаний к российским месторождениям нефти
и газа в обмен на допуск российских компаний на зарубежные рынки это реализация
договоренностей Энергетической хартии.
Примерами являются недавние соглашения Газпрома с BASF, E.ON и ENI, которые подробно исследованы в работе. В
них применяется следующая схема: Газпром
входит в европейскую распределительную сеть западных компаний и в их зарубежные
добычные проекты в обмен на право западных компаний участвовать в разработке
российских месторождений и создании трубопроводов в Европу. Договоренности
оформляются как взаимная продажа долей акций, что повышает надежность отношений
партнеров.
По нашим сведениям приглашение немецких,
итальянских, голландских, французских и норвежских партнёров могут стать
примером для других европейских стран в нефтегазовом сотрудничестве с Россией.
Присутствие компаний двух сторон в добычных активах и на рынках друг друга
можно уже назвать не как отношения экспортера и импортера, а более высокой
степенью кооперации и интеграции. В отношениях России с зарубежными странами
(включая СНГ) это является переходом из числа поставщиков энергетического сырья
в партнеры по нефтегазовой кооперации и интеграции более высокого уровня. Сегодня зарубежные корпорации понимают, что в
обмен на возможность участия в добыче нефти и газа на российской территории они
должны предложить России долю в своих добычных, перерабатывающих и
распределительных активах. Взаимовыгодный обмен активами может обеспечить
баланс интересов не только отдельных компаний, но и стран-производителей и
потребителей энергоресурсов.
Далее автором предлагается использовать в
международных нефтегазовых проектах широкий спектр современных
зарекомендовавших себя в мировой практике финансово-экономических механизмов и
инструментов. На наш взгляд, эффективным при продвижении на мировые
нефтегазовые рынки было бы широкое внедрение таких экономических инструментов
как: создание совместных (СП) и смешанных частно-государственных компаний с
иностранными инвесторами, соглашения о разделе продукции (СРП), концессии,
лизинг, проектное финансирование, зарубежные кредиты, выход на зарубежный
фондовый рынок и т.д. Прогрессивным механизмом для развития международных
связей энергетического рынка России является биржевая торговля нефтью и
нефтепродуктами, а в перспективе и газом, которая в современных условиях
России, прежде всего, работала бы на либеризацию экспортных контрактов.
Способом активизации продвижения
нефтегазового бизнеса за рубеж и
привлечения иностранных капиталов в последние годы стало также
размещение ценных бумаг на зарубежных биржах. Российские нефтегазовые компании
участвуют как в первичном размещении акций (IPO) так и программах по выпуску
американских депозитарных расписок (ADR) разных уровней. Экспансия российского
бизнеса за рубеж сказывается на росте капитализации российских компаний.
Важнейшим условием
применения данных форм и экономических инструментов в зарубежных проектах и
продвижения отечественных компаний на мировой рынок является развитие
законодательно-правой базы. Для интеграции нефтегазовых комплексов России и
зарубежных стран потребуется гармонизация законодательств и правовых основ
таможенно-налоговых систем, проведение согласованной ценновой политики. В
условиях глобализации энергетическая дипломатия на всех уровнях
становится не роскошью, а естественной необходимостью. Россия рассматривает
свои углеводородные богатства как сильный геополитический аргумент в сложной
политической игре на мировой арене. Задачи энергодипломатии это защита и
лоббирование интересов национального энергетического бизнеса на мировом рынке и
обеспечение конкурентных условий его деятельности. Работа нефтегазовых компаний
в координации с МИДом помогает их информированности при выходе на рынки
зарубежных стран, но основную поддержку оказывает энергетическая дипломатия,
осуществляемая на самом высоком уровне. Российские руководители неоднократно
проявляли активность в реализации и привлечении внимания деловых кругов к таким
энергетическим проектам как Северный и Южный поток. Особенно сильная позиция
сформировалась за последнее время в сотрудничестве с Турцией, где Россия
определилась в международном соглашении строительства нефтепровода
Самсун-Джейхан.
К провалам энергодипломатии можно отнести
строительство обходных трубопроводов вокруг России. Необходима корректировка и
более четкая выработка внешней энергетической политики России на длительную
перспективу, определение основных путей интеграции российского ТЭК в мировое
энергетическое пространство и соответствующих задач энергетической дипломатии.
При реализации внешней энергетической
стратегии России важное значение приобретает ее участие в международных
энергетических организациях (Международное энергетическое агентство (МЭА),
Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Транзитный протокол к нему, Киотский
протокол, ОПЕК, ФСЭГ), а также в региональных экономических союзах, целью
которых становится развитие интеграции и усиление энергетической безопасности.
На наш взгляд, России стоит быть членом международных организаций и договоров,
поскольку наша страна, как крупнейшая мировая энергетическая держава, должна принимать
участие в обсуждении и выработке решений по самым злободневным проблемам
мировой энергетики. Перспективным может быть активное сотрудничество России с
международными финансовыми институтами (Всемирный банк, МВФ, МБ, ЕБРР)
применительно к нефтегазовой отрасли (кредитование закупок новых технологий для
добычи топлива). На наш взгляд, России необходимо выработать позицию и по
вопросу участия в формируемых энергетических организациях, а не оставаться в
стороне. Создание «газовой ОПЕК» уже
свершившийся факт, она скорее похожа на политический союз для устрашения
Запада, и участие России в формировании организации стран-импортеров нефти
(OPIC) было бы целесообразно.
Отметим, что у России имеется опыт
организации и участия в международных региональных экономических союзах (СНГ,
ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС, АТЭС). Россия может инициировать создание новых объединений,
в том числе в нефтегазовой сфере. Примерами могут быть ЕС (без доминирующей
страны) или АТЭС (с доминирующей страной - США), а процессы политической и
экономической интеграции могут быть ассиметричными, то есть идти по-разному. В
рамках ЕврАзЭС уже ведется формирование общего энергетического рынка, энергетика является также ключевой областью кооперации между странами-членами ШОС. Создание «энергетического клуба ШОС»
объединило бы потребителей и производителей энергоресурсов, подтолкнуло к созданию единого энергорынка. Можно также
предположить возможность объединения ЕврАзЭС и ШОС, что может привести к интеграция энергетической
политики, а в перспективе - к формированию единого евразийского энергетического
пространства.
На наш взгляд, отраслевая интеграция в
нефтегазовой сфере и создание соответствующей организации может стать
эффективным инструментом общей экономической интеграции России с государствами
СНГ, а в перспективе, возможно, и дальнего зарубежья. Интеграция в энергетике
скрепляет общую экономическую интеграцию России с зарубежными странами.
Отраслевая интеграция постепенно ведет к формированию региональных и мировых
рынков газа, нефти и нефтепродуктов. А в перспективе международная
энергетическая интеграция приведет к формирование общего энергетического
пространства, что позволит успешно решать многие проблемы энергетики и
осуществлять крупные проекты, требующие огромных капиталов.
Предложенные в данной работе политические,
организационные, экономические и правовые меры активизации внешней экспансии
российского нефтегазового капитала будут способствовать повышению эффективности
российской энергетики и ее конкурентоспособности на мировом рынке в условиях
мировой финансовой посткризисной ситуации.