Среда, 27.11.2024, 16:34
Мой личный сайт-Солодовников Олег Ростиславович
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

 
Атомизм Левкиппа – Демокрита.



ЛЕВКИПП (Leukippos)

ок. 500 – 440 до н. э.

Левкипп из Абдеры или Милета – греческий философ-материалист, один из основоположников атомистики. Точное место рождения неизвестно; возможно, Милет или Абдера. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа. Вероятно, он учил в Абдере, где жил его ученик Демокрит, фигура которого как создателя завершенной системы атомистики полностью заслонила его учителя.

Левкипп одновременно с Эмпедоклом и Анаксагором выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, для объяснения разнообразия предметов он утверждает существование относительного небытия, т. е. наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы Левкипп считал движение внутренне присущим атомам. По-видимому, к Левкиппу можно отнести и отдельные черты разработанной впоследствии Демокритом атомистической космологии.

Учение обоих мыслителей трудно отделить друг от друга. Можно предположить, что слава Демокрита затмила имя его учителя Левкиппа. Родом Демокрит был из Абдер во Фракии, по согласному свидетельству древних. Со всей вероятностью можно предположить, что рождение философа падает на 480 – 470 гг. до н.э. Одно достоверно, что Демокрит достиг весьма преклонного возраста. Богатое наследство, оставшееся от отца, дало возможность Демокриту совершить продолжительное путешествие по различным странам. Он сам о себе писал: «Из всех моих современников я обошёл наибольшую часть земли; я делал исследования более глубокие, чем кто-либо другой. Я видел очень много климатов и стран и слышал весьма много учёных мужей. В частности называют Вавилон, Персию, Египет, где он учился у мудрецов. Много лет провёл он в Афинах, «употребляя всё время на развитие и углубление своих знаний». Эти путешествия открыли перед Демокритом всё богатство знаний того времени. В своей многосторонней научной и филосовской деятельности он не упустил ни одной области знания. Диоген Лаэрций называет его одним из самых плодовитых филосовских писателей, приводя многочисленные названия его произведений по этике, физике, математике, эстетике, филологии, техники, музыке. Сочинения Демокрита были своего рода энциклопедией древнего мира. Прав был Аристотель, говоря, что «Демокрит размышлял обо всём». Его эрудиция приводила в изумление многих мыслителей последующих веков: Аристотель, Цицерон, Плутарх и др. приносят дань уважения его учёности. Но произведения Демокрита рано исчезли. Секст-Эмпирик ( II век до н.э. ) ещё имел их в руках, а Симплиций ( VI век н.э. ) уже не мог пользоваться ими.

Атомистическое учение является продолжением и развитием материалистической мысли предшествующего времени.

В отличие от элейцев, отрицавших множественность вещей и движение на том основании, что то и другое невозможно без пустоты, а между тем пустоты не существует. Левкипп и Демокрит признавали наряду с бытием существование и небытия, каковым является, по их мнению, пустота. Бытие не едино, как учил Парменид, а множественно. Оно состоит из бесчисленного количества невидимых мельчайших частиц, движущихся в пустоте. Всё необозримое многообразие изменяющихся и находящихся в непрекращающемся взаимодействии вещей, их возникновение и гибель имеют в своей основе соединение и разъединение этих неделимых и неизменных частиц. Множественность вещей существует, вопреки утверждению элейцев, именно благодаря тому, что существует небытие, или пустое, разделяющее бытие, или полное. Таким образом, всё в мире состоит, по учению Левкиппа – Демокрита, из пространства и наполняющей его материи, или из атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны, неизменны и неделимы. Атомы не поддаются никакому воздействию: не нагреваются и не охлаждаются, не становятся ни сухими, ни влажными, ни чёрными, ни белыми и вообще не принимают никакого иного качества. Они просты и качественно неизменны. Но между ними существует первоначальное отличия, которые и являются причиной всех других свойств вещей. Таких отличий три: форма, порядок и положение. «Ибо бытие, по их словам, различается лишь «строем», «соприкосновением» и «поворотом», в том числе «строй» - это форма, соприкосновение – порядок, «поворот» - положение. Кроме указанных, следует прибавить ещё два отличия атомов: по величине и тяжести. Поскольку атомы - тела, а не математические точки, они должны иметь величину. «Каждое из бесконечного множества телец должно быть определенной величины». Но с величиной должна быть дана и тяжесть. «Демокрит говорит, что каждое из неделимых (телец) бывает более тяжёлым вследствие большего размера». Таким образом, атомисты, исходя из категорий элейской школы, вносят в них коренные изменения. В учении о бытии ещё ощутимы следы влияния элейцев, но в учении о возникновении вещей атомисты занимают принципиально противоположную элейцам позицию. Парменид и его школа не объясняют возникновения вещей, объявляя его иллюзорным. Иную позицию занимают Левкипп – Демокрит. Но они не пошли по пути Эмпедокла и Анаксагора, привносивших в материальные элементы движение извне. Атомисты поняли, что проблема возникновения вещей неразрешима без допущения вечности движения в природе. Поэтому основная задача науки состояла для них в том, чтобы, признавая движение изначально присущим материи, все естественные явления свести к движению. Такая постановка проблемы была величайшим завоеванием материалистической мысли. Это было глубокое прозрение в природу вещей.                     

Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом – движущая материя. Присущее атомам движение есть первичное движение, которое атомисты отличали от производных видов движения. Они говорили, что «атомы трясутся во всех направлениях», и они не только приписывают элементам первичное движение, но и исключительно лишь это движение, прочие же ( виды движения приписываются ими ) тем «сложным телам», которые сами возникают из элементов. Возникновение, изменение и исчезновение вещей, согласно атомистам, чисто механические процессы, имеющие в основе своей  перемещения неделимых частиц неизменной субстанции – атомов.

Среди многообразия наблюдаемых качеств Демокрит намечал два рода их: одни качества, как твёрдость, плотность, объясняются непосредственно составом атомов; другие же представляют собой не качества самих вещей, а возбуждаемые в нас вещами чувственные ощущения: таковы цвет, тепло, холод и т.д. Это различие, установленное Демокритом, послужило в дальнейшем основой для учения о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. У «вторичных» качеств Демокрита имеется объективная материальная основа.

Четыре эмпедокловых элемента – землю, воду, воздух и огонь – атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений.

Земля представлялась Демокриту не шарообразной, а плоской и не движущейся, а только вращающейся вокруг своей оси. Причём она по-видимому, не всегда находилась в данном состоянии. Демокрит полагал, что «вначале земля блуждала  вследствие своей малости и лёгкости, с течением же времени , сделавшись плотнее и тяжелее, она перешла в неподвижное состояние ( эффект вихря ). Подобно земле, возникают и другие миры, которые раскаляются благодаря быстрому вращению.

Так как число атомов, а также протяжённость пустого пространства бесконечны, то атомисты учили о бесконечном множестве одновременно существующих и постоянно вновь возникающих и погибающих миров. Атомистическое учение о множественности миров прекрасно разъясняет один из поздних учеников Демокрита, Метродор Хиосский.  Он говорит, что одинаково было бы странно, если бы на большом ровном поле вырос один только колос и если бы в бесконечном пространстве образовался один только мир. А что миров бесконечное множество, явствует из того, что причины их образования бесконечны. В самом деле, если отдельный мир ограничен, причины из которых возник этот мир , бесконечны, то миров должно быть бесконечное множество. Ибо где бесконечны причины, там бесконечны и продукты их. Причины же суть атомы и элементы. Иначе говоря, бесчисленные миры существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.        

Таким образом, не существует принципиальной разницы между нашим миром и другими мирами. Наш мир представляет собой один из бесконечно многих миров и имеет перед всеми другими мирами ( или может только перед некоторыми из них ) лишь то преимущество, что «находится в расцвете». Теория мира Демокрита пробивала брешь в господствующей в ту эпоху и разделяемой  самим Демокритом геоцентрической точке зрения и подготовляла почву для возникновения  гелиоцентрической системы. Мир в целом подвержен беспрерывному изменению. В нём нет ничего постоянного: всё, что возникает, должно погибнуть. Этот процесс вечной смены захватывает как наш ограниченный мир, так и неведомые нам безграничные мировые пространства. «Жизнь порождалась влажными телами благодаря теплоте, точно благодаря семени своему». «По мнению Демокрита,- говорит Цензорин первые люди произошли из воды и ила». Демокрит выдвинул общее положение: подобное притягивается подобным. На этом положении         

основывается вся картина мирового движения атомов, принимающего форму вихря . В форме видимого хаотического движения атомов осуществляется соединение однородных первоначал на основе притяжения подобного подобным. Здесь проглядывается догадка о законе всемирного притяжения.

А на чём основывается это подобие в вещах? На подобии атомов. Однородность атомов – условия их взаимного притяжения. Животные отличаются от других предметов способностью двигаться или, что для атомистов тоже самое, одушевлённостью. Это достигает благодаря тому, что своей подвижностью атомы развивают теплоту; теплота же заражает всё тело возбуждением и тем самым приводит его в движение. Всё различие между жизнью и смертью сводится Демокритом к различию в количестве присутствующих в теле круглых атомов. Бессмертие души Демокрит решительно отвергает. «Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Признание всеобщей причинной необходимости является руководящим принципом всей системы атомистов. «Ни одна вещь,- писал Левкипп, - не возникает беспричинно, но всё ( появляется ) на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Это единственная мысль дошедшая до нас от Левкиппа в его собственных выражениях. Ею проникнута вся система атомистов. Большой заслугой Левкиппа является его положение о том, что всё в мире возникает, существует и исчезает по закону причинности. Всё совершается по необходимости, так как вихрь является причиной возникновения всего земного, и этот вихрь Демокрит называет необходимостью. Людям, прибегающим к случаю, Демокрит противопоставляет людей «мудрой проницательности». Случай и ум он рассматривает как две враждебные силы: «По природе случай и ум противоречат друг другу. Атомисты «совершенно отвергают и устраняют» случай. Они, по остроумному замечанию, приводимому Дионисием и взятому, по всей вероятности у самих атомистов, «прославляют не возникший по счастливому случаю ум, но разумнейший случай». Бросается в глаза противоречие в высказывании Симплиция: с одной стороны, Демокрит отвергал случай, а с другой – он пользовался случаем в своём учении об образовании мира. Возьмём свидетельство Платона, младшего современника Демокрита. «Некоторые учат, - пишет он,- что все вещи происходящие, происшедшие и имеющие произойти обязаны своим происхождением частью природе, частью случайности, частью искусству… Огонь, вода, земля и воздух, - всё это как утверждают, существует от природы и случая…Первоосновы носились каждая по присущей ей случайной силе…как-то друг к другу прилаживались… Словом, поскольку всё неизбежно смешалось вместе путём случайного смешения противоположных первооснов, будто бы так-то вот и произошло всё небо и всё, что на небе, так же как все животные и все растения; отсюда будто бы произошла и смена времен года, а вовсе не через разум – так учат эти люди ( атомисты ) и не через какое либо Божество или искусство, но будто бы , повторяем, происхождение всего этого обусловлено исключительно природой и случаем. По Платону, следовательно, выходит, что у Демокрита и его школы везде случайность: на небе, и на земле, и в животном, и в растительном царстве.

Приведенные утверждения философов о том, что развитие природы носит у Демокрита случайный характер, не колеблют, а подтверждают детерменистский характер его учения, так как под случайностью эти философы имеют ввиду отрицание целесообразности, разумной силы, направляющей развитие природы, отрицание провидения.

Согласно атомистам, никакой целесообразности, никакого заранее предначертанного «разумного» плана в природе нет. Мир возник и существует не по велению какой-то потусторонней высшей воли, не в результате разумного, целесообразного творчества, а в силу законов движения, заложенных в самой материи. Вполне понятно, что это учение вызвало негодование противников материализма, объявивших учение Демокрита основанным на понятии случайности.

Отрицание Демокритом случайности вытекает из всего существа атомистической теории. Механическое движение – единственная известная ей форма движения. Поэтому и причинность носит здесь механистический характер. Это, однако, не умаляет исторического значения учения Демокрита о причинности. Учение это было величайшим научным завоеванием.

 В теории познания Демокрит защищал, очевидно, общие со своим учителем, Левкиппом, взгляды, делая при этом существенный шаг вперёд. В то время как элейцы полностью отвергали ощущения как источник познания, Демокрит занял в этом вопросе иную позицию, более правильную и более отвечающую интересам научного познания.

В «Канонах», пишет Секст-Эмпирик, - Демокрит говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине; познание же посредством ощущений он называет тёмным и отрицает пригодность его для распознания истины. Говорит он буквально следующее: «Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие ( виды познания ): зрение, слух, запах, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания ), то оно не имеет ничего общего с ним». Затем, отдавая предпочтение истинному познанию перед тёмным, он прибавляет: «Когда тёмный род познания уже более не в состоянии видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование должно проникнуть до более тонкого ( недоступное чувственному восприятию ), тогда на сцену выступает истинный род познания, так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом».

Для того, чтобы получить правильное освещение проблемы, напомним одно важное место из высказываний Аристотеля о Левкиппе, свидетельство подлинность которого ни у кого не возбуждает сомнения:

«Левкипп же полагал, что он обладает учением, которое, будучи согласно с чувственным восприятием, не отрицает ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Согласившись в этом с ( показаниями чувственных ) восприятий и т.д. Аристотель свидетельствует, что учение своё Левкипп считал согласным с чувственным восприятием, т.е. признавал внешние чувства источником познания, отражающим объективный мир.

Гален тоже свидетельствует, что по Демокриту, «лишь в общем мнении  существует цвет, в общем мнении – сладкое, в общем мнении – горькое, в действительности существуют только атомы и пустота». Но к этому Гален добавляет: «Так говорит Демокрит, полагая что все ощущения качества возникают из соединений атомов.

Эмпиризм атомистов не помешал им понять важную роль разума. При этом разум они не считают некой независимой способностью, в себе самой черпающей истину. По Демокриту, чувственное восприятие составляет необходимую предпосылку для мышления, оно доставляет материал, с помощью которого разум познаёт истину. Никаких врождённых или каким-либо иным образом привнесённых непосредственно в разум идей атомисты не признавали. Сенсуализм Демокрита, признание им зависимости деятельности разума от чувственного восприятия, выражен с предельной ясностью. В основе разумного познания лежит чувственное восприятие.      

На вопрос о том, существует ли объективная истина, атомисты отвечали положительно, решительно возражая против релятивистского стирания граней между истиной и мнением. Атомы и пустота составляют истинное бытие и абсолютную истину. По учению атомистов, нет ничего истинного и научно постигаемого, кроме первых элементов – атомов и пустоты. Ибо только они одни существуют по природе,- все же прочие образуются из них…». Наши чувства скользят лишь по поверхности явлений. Для постижения истины они нуждаются в помощи разума. Пока человек опирается только на чувства, он далёк от познания подлинной действительности; она остаётся от него ещё скрытой. Когда Демокрит говорит, что «на самом деле мы ничего не знаем, ибо истина скрыта в глубине ( лежит на дне морском )»,- перед нами не скептик, отрицающий возможность познания истины, а мыслитель, сознающий трудности постижения её.

Аристотель признавал огромные достижения Демокрита в области научной мысли:

« Вообще за исключением Демокрита,- писал Аристотель,- никем ничего и ни в чём не было обосновано, разве что поверхностное. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всём и разбирался во всём».

Переходя к учению Демокрита об обществе и государстве, мы принуждены и в этой области ограничиваться отрывками мыслей, сохранившихся в разрозненных фрагментах. Из обзора имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем придти к выводу, что Демокрит много внимания посвятил истории человеческого общества и, по-видимому, тщательно изучал всё, чем его время располагало для исследования человеческих проблем. Но и на основании такого ограниченного материала можно составить определённое представление о том, что сделано было Демокритом по изучению исторического процесса, государства, права, этики, политики.

Нужда по Демокриту, лежит в основе развития  общества и культуры.

В развитии культуры Демокрит придаёт большое значение подражание тому, что наблюдает человек в окружающей его природе: от паука он  научается ткацкому и портняжному ремеслу, от ласточки – построению жилищ, от певчих птиц – пению; виноградная лоза научает, как её выращивать и т.д.

Большое внимание Демокрит уделил этике и политике. Этика Демокрита носит индивидуальный характер. Жизнь, поведение, судьба отдельного человека составляют предмет его забот:

- Как относится к себе? «Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие».

- Как строить свою деятельность? «Следует быть хорошим человеком или подражать хорошему».

- «Лучше думать перед тем как действовать, чем после».

- «Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают».

-  «Благородство домашнего скота состоит в хорошем качестве их тел, благородство же людей – в хорошем направлении их характера».

- «Быть хорошим человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого».

- «Быть верным долгу в несчастьи – великое дело».  

Сохранилось многочисленные наставления Демокрита в форме афоризмов, кратких изречений и моральных норм:

- «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

- «За дурным человеком должно следить, чтобы он не пользовался удобным случаем для причинения нам вреда».

- «Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать».

- «Счастье и несчастье – в душе» и т.д.

Обращает внимание в этих афоризмах то, что благородство человека Демокрит  видит не в происхождении, а в хорошем направлении характера.

Он хотел бы видеть своего человека честным купцом или промышленником. Добродетель его он видит в умеренности и рассудительности.

Главное заключается в том, чтобы у человека было «хорошее расположение духа». Это должно составлять цель его жизни. Счастлив тот, кто пользуется им при ограниченном состоянии, и «несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия».

Во многих фрагментах Демокрит возносит хвалу разуму, мудрости:

- «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир».      

- «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

- «От мудрости получаются следующие три ( плода ): ( дар ) хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать».

Таковы по Демокриту, условия счастливой жизни для гражданина рабовладельческой демократии , горячим приверженцем которой он был.

 «Искусство управлять государством» он считает «наивысшим из искусств» и «рекомендует его изучать».

Историческое значение атомизма Левкиппа и Демокрита огромно. Материалистическая философия Демокрита оставила глубокий след на всём дальнейшем развитии философии. Атомистическое объяснение природы оказало большое влияние на развитие естествознания, обогатив его ценнейшей гипотезой, которая толкала опытное исследование вперёд и позволяла объединить в цельную систему разнообразные наблюдения.

Всеобщий закон причинности, сформулированный Левкиппом и Демокритом, вошёл в золотой фонд науки.

Учение о бесконечности мирового пространства и множественности миров кладут начало познания небесных сфер, продолженные впоследствии Каперником, Бруно, Кеплером и Галилеем.

Демокрит был одним из творцов математической науки и крупнейшим теоретиком в самых разнообразных областях знания. В списках математических сочинений Демокрита значатся: «О касании круга и шара», «О геометрии», «Числа», «Об иррациональных линиях и телах» и др.

Деоген Лаэрций перечисляет десятки сочинений Демокрита по физике, астрономии, ботанике, зоологии, медицине. К сожалению эти сочинения не сохранились.

Мышление Демокрита сохраняет общий ему со всей древнегреческой философией стихийно-диалектический характер. Вечное движение атомов основывается на необходимом противоречии: атомы и пустота взаимно требуют и взаимно отрицают друг друга. «Материя, как полагают те, которые принимают пустое и полное, заключает в себе противоположность.

Единица и непрерывность – единство противоположностей. Пустота, отрицательное, есть начало движения атомов. Пустота является условием движения не только в том смысле, что место не занято, но «содержит более глубокую мысль», что в отрицательном вообще заключается основание становление, беспокойство самодвижения.

То, что Демокрит односторонне понимал движение вообще как перемещение, не умаляет его величайшего значения в развитии познания. Он первый в истории философии исследовал одну из форм движения материи – его простейшую и одновременно фундаментальную форму.                                                     



Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz