Пожиратель
ветра.
На первый взгляд ветер кажется самым доступным из
возобновляемых источников энергии. В самом деле: не в пример Солнцу, он вполне
"работоспособен" на юге и на севере, зимой и летом, днем и ночью, в
дождь и туман. Однако на этом все достоинства и кончаются; дальше, увы, -
сплошные недостатки... Прежде всего, это очень рассеянный энергоресурс. Природа
не собрала ветры в каких-то отдельных "месторождениях", подобно
горючим ископаемым. И не пустила их течь по руслам, подобно рекам. Всякая
движущаяся воздушная масса "размазана" по огромной территории.
Правда, рассеянность, малая концентрация характерна и для солнечной энергии. Но
с ветром еще хуже. Его основные параметры - скорость и направление - меняются
гораздо быстрее, в более широких пределах и совершенно непредсказуемо. В итоге
по надежности он почти везде уступает Солнцу. Отсюда и вытекают две главные
проблемы проектирования ветроэнергетических установок (ВЭУ).
Во-первых, с учетом рассеянности ветра стремятся
"снимать" его кинетическую энергию с максимальной площади. Что
имеется в виду? Для ВЭУ обычной конструкции (ветровое колесо на горизонтальной
оси) - это площадь круга, который описывают лопасти при вращении; у
специалистов она называется сметаемой площадью (ОГО. Отсюда вроде бы следует,
что диаметр колеса (длину лопастей) надо всячески наращивать. И действительно:
известны проекты гигантских ВЭУ с диаметром ветроколеса до 120 м. Но для таких
габаритов сильные ветры, в принципе более "выгодные", становятся уже
нежелательными - из соображений безопасной эксплуатации. К тому же, рассчитывая
прочность, тут приходится дополнительно страховаться даже от маловероятных
ураганных порывов и тем еще больше перетяжелять громоздкую конструкцию. Путь
явно тупиковый.
Во-вторых, еще важнее добиться равномерности,
постоянства ветрового потока на лопастях. Ведь в конечном счете качество
электроэнергии, вырабатываемой ВЭУ, определяется именно стабильностью момента
вращения и угловой скорости на валу ее генератора. Но если предыдущая проблема
решается хотя бы до известного предела, то эта пока не решается никак.
Общий вывод, видимо, ясен: нужна установка
принципиально новой конструкции. Нащупать подходы к ней помогут несложные
математические изыскания. Посмотрим, от каких основных параметров зависит
энергетическая эффективность ВЭУ.
Как известно, кинетическая энергия движущегося тела
W =
mV 2 / 2 .
Если речь идет о воздушном потоке, то V,
естественно, и есть его скорость. С массой m чуть сложнее. В данном случае
берется масса объема воздуха, проходящего через ОП в единицу времени. Значит,
m =
pSV,
где
р
- плотность воздуха, S - ОП, V - та же скорость ветра.
И тогда исходное выражение принимает вид
W =
рSV 3 / 2 .
Это величина энергии в единицу времени, по сути -
мощность. Итак, значение W определяется двумя переменными - S
и V.
Как в принципе можно ее увеличить? Если за счет S, то прийдется смириться
с неизбежным ростом габаритов и массы ВЭУ (см. выше).
Допустим, нам удалось каким-то путем удвоить
величину V. Понятно, что мощность воздушного потока на лопастях
возрастет в 8 раз. И если теперь мы решим сохранить прежнюю мощность установки,
то сможем соответственно уменьшить ОП ветрового колеса. Тогда его диаметр (то
есть, в первом приближении, и остальные линейные размеры ВЭУ)
сократился бы в Ö 8 = 2,83 раза. Если
же сумеем увеличить V втрое, выиграем в габаритах более чем в 5 раз ( Ö27), ит.д.
Что ж, ускорить ветер в принципе нетрудно: нужно
загнать его в некое подобие аэродинамической трубы, попросту говоря - в
сужающийся канал. В нем, как известно, скорость потока растет обратно
пропорционально площади сечения. А общий коэффициент ускорения равен отношению
площадей входного и выходного отверстий. Даже для обычных ВЭУ уже разработаны
подобные устройства - так называемые конфузоры, или дефлекторы. Смысл их
применения в том, что они собирают ветер с гораздо большей площади, чем ОП.
Но почему, ступив на верный путь, конструкторы не
пошли по нему дальше? Сделаем входное сечение конфузара переменным - и сразу
решим ту, "нерешаемую", проблему - поддержания постоянной скорости
потока на лопастях независимо от капризов ветра! Проще всего тут применить
поворотное воздухозаборное устройство (ВУ). Легко понять, что его эффективное
сечение максимально в направлении "фордевинд" и уменьшается при
отклонении в любую сторону. Причем такое ВУ способно ловить ветер со всех
румбов, и потому остальные элементы можно сделать неподвижными, да и
смонтировать прямо на земле, что гораздо удобнее.
Так родилась у автора конструкция установки,
изображенная на схеме (патент РФ М9 1783-144). Главное ее отличие - мощный
"ветроускоритель": ряд воздуховодов с полноповоротными ВУ на концах,
сходящихся в общий конфузор и далее в рабочий канал. Каких же скоростей
достигает там воздушный поток? Ясно, что это зависит от отношения двух величин:
суммарного эффективного сечения всех ВУ на входе и сечения рабочего канала - на
выходе. Пусть диаметр одного ВУ всего втрое превышает диаметр канала, а площадь
соответственно - в девять раз. Тогда, скажем, при пяти ВУ общий коэффициент
ускорения равен 45. Правда, мы не учли турбулизацию воздушных потоков в системе
и ее общее аэродинамическое сопротивление, но для первичной оценки такой расчет
правомерен. А это значит, что самый обычный, умеренный ветер (5 м/с) порождает
в канале сверхураган в 225 м/с! Напомним, что по шкале Б офорта ураганным
считается ветер с жалкой скоростью -12 м/с...
Выходит, обычное ветровое колесо тут уже не годится:
его лопасти просто не выдержат такого напора. Нужна настоящая турбина, с
лопатками иной формы, гораздо меньшего размаха и более прочными - короче, типа
авиационной. Кстати, подобное устройство намного эффективнее использует
аэродинамическую энергию воздушного потока. А здесь к тому же он ограничен
стенками рабочего канала, сечение которого почти полностью перекрыто лопатками.
В результате общий КПД установки должен заметно возрасти по сравнению с
обычной, горизонтально-осевой.
Не забудем только, что аэродинамический поток,
вырвавшийся из турбинного канала, надо снова затормозить. Эту обратную задачу
выполняет система, зеркально отображающая входную: диффузор
("расширитель") и воздуховоды с устройствами сброса (УС) на концах.
Конструкции ВУ и УС опять-таки одинаковы. Единственное отличие - диаметры
элементов отводящей системы должны быть больше, чем у их входных аналогов,
чтобы обеспечить эффективный перепад давлений.
Скорость потока в турбинном канале регулируется
простым вращением ВУ. При слабом ветре воздухозаборники ориентируются
"лицом" к нему, а по мере усиления все больше отворачиваются, если
это нужно. Устройства сброса, естественно, всегда направлены "спиной"
к ветру. Координируют работу всех ВУ и УС микропроцессорные блоки контроля и
управления их электроприводами, датчик направления ветра и центральный
процессор с зашитой в нем программой. Режим регулирования вполне может быть не
плавным, а дискретным, прорывным, что упростит систему управления.
...Но, пожалуй, описанная ВЭУ в целом кажется отнюдь
не дешевой. Есть ли смысл городить все эти громоздкие воздуховоды? Что ж,
полученная нами формула мощности W позволяет сравнить абсолютные
энергетические показатели старого и нового вариантов. Зададимся плотностью
воздуха на уровне моря р = 1,2 кг/куб.м и скоростью ветра V = 5 м/с.
Для первого варианта возьмем предельный диаметр
ветрового колеса -
-120 м, что дает площадь 3 (ОП) чуть больше 11 000
кв.м. Подставив эти данные в формулу, получим мощность ветрового потока всего
0,8 МВт.
Для новой ВЭУ используем нашу оценку скорости V в
рабочем канале (около 200 м/с) и зададимся скромной величиной ОП турбины - 10
кв.м. Аналогичный показатель составит 48 МВт! Энергетическое преимущество
настолько явное, что дополнительные затраты (если они вообще понадобятся) должны
окупиться.
Разумеется, в обоих вариантах, с учетом различных
потерь, электрогенераторы утилизуют далеко не всю аэродинамическую мощность. Но
и здесь, как мы убедились, новая ВЭУ должна иметь преимущество - более высокий
КПД.
Как показывают простейшие расчеты, стоит поставить
несколько лишних ВУ да немного увеличить их диаметр - и мы быстро подойдем к
пределу возможностей даже авиационных турбин. То есть данное условие само по
себе определяет число и размеры ВУ проектируемой установки вряд ли больше 10.
Правда, тут важен и еще один фактор
- среднегодовая скорость ветра в данном районе, его,
так сказать, ветрообе-спеченность. Если этот показатель меньше тех же 5 м/с, то
для стабильной работы генератора может понадобиться и более 10 воздуховодов.
Чтобы оценить целесообразность такого решения, понадобятся, конечно, детальные
исследования и расчеты, в том числе экономические. Но даже наши приближенные
оценки говорят, что подумать есть над чем...