Составляя официальную "Историю династии Хань”, он отвёл в ней место
и специальному "Описанию исскуств и словесности” – 596 сочинений – 6 разделов:
- канонические книги;
- произведения философов;
- стихи – ши и поэмы – фу;
- трактаты по военной науке;
- сочинения по астрологии;
- медицинские книги;
при Бань Гу конфуцианство уже было провозглашено официальной
государственной идеологией, поэтому первое место в своём перечне историограф
отводит сочинениям конфуцианского канона:
- "Книге перемен” – "Ицзину”;
- "Книге истории” – "Шуцзину”;
- "Книге песен” – "Шицзину” ( в которую включил 305 песен древних царств
Конфуция ( ХI – V вв. До н.э.);
- сочинениям, регулирующим обряды (во главес "Книгой ритуалы" – "Лицзи” ) и музыку ( "Записки о музыке” – "Юэцзи”
), знаменитой летописи царства Лу"Весны
и осени” – "Чуньцю”, создание или редактирование которой приписывается также
Конфуцию,"Беседам и суждениям” – "Луньюй”
– записям высказываний Конфуция.
"Книга песен”-
поэтический свод состоял из 4-х разделов:
- Нравы царств;
- Малые оды;
- Великие оды;
- Гимны.
Песни, собранные в своде, были созданы в эпоху Чжоу,
начавшуюся в XI в . до
н.э., когда Китай представлял собой ряд небольших царств, номинально
подчинявшихся чжоукскому правителю – сыну Неба.
Песни "Шицзина” представляют собой 4-х сложные стихи с
постоянной рифмой.
Бесспорный художественный
интерес имеют и знаменитая"Книга
истории” и особенно последующая историческая литература, приписанная в
библиографическом своде Бань Гу к первой канонизированной летописи "Весны и
осени” . Кроме "Летописи Цзо” ( "Цзочжуань” ), составленной в IV в. до н.э. Цзоцю Мином и считавшейся
коментарием к "Веснам и осеням”, в числе последователей древних литописцев
оказался у Бань Гу и автор знаменитых"Исторических
записок” Сыма Цянь ( 145 – 86 гг. до
н.э. ).
Строго разделяя произведения канонические и неканонические,
Бань Гу отвёл записям бесед последователей Конфуция, таким как мыслитель
Мэн-цзы (372 – 289 гг. до н.э.), первый параграф во втором разделе своей
библиографии, названном "Произведения философов”.
Книга Мэн-цзы развивала учение Конфуция, особенно в вопросе
о гуманном правлении, как о главном условии сохранения мира и спокойствия в
стране.
Следующее место за трудами конфуцианских наставников Бань Гу
отвел сочинениям представителей другой влиятельной филосовской школы древности
– даосам.
Её родоначальником считается Лао-цзы, жившим в одно время с
Конфуцием, в VIв. до н.э.
Приписываемое Лао-цзы сочинение – "Даодэцзин” – "Книга о
Пути и Добродетели”.
В отличие от конфуцианцев, интересовавшихся в первую очередь
проблемами этики и управления государства, последователи даосизма разрабатывали
проблемы бытия, утверждая примат естественного Пути – Дао как основы всего
сущего во вселенной, как источника всех вещей и явлений. "Добродетель в данном
случаевесьма условный перевод даосского понятия Дэ, которое рассматривалось как
индивидуальное проявление Дао в отдельном человеке, показывающее нравственное
совершенство личности, следующей Дао и достигшей абсолютной гармонии с
окружающим миром.
"Даодэцзин” нашла своё продолжение в книге "Чжуан – цзы” – автор
Чжуан Чжоу, знаменитый Чжуан-цзы ( IV в. до н.э. ).
В разделе филосовской литературы в перечне Бань Гу после
даосов помещены сочинения натурфилософов, развивавших учение о взаимодействии
двух полярных сил природы: света- ян и тьмы- инь. За ними шли легисты или
законники , трактовавшие и развивавшие учение о государственной власти,
осуществляемой с помощью чёткой системы наказаний и поощрений ( "Хань Фай- цзы”
и "Вёсны и осени Люя” ).
После них Бань Гу перечислил труды древних номиналистов –
логиков и затем упомянул последователей мыслителя Мо- цзы ( Vв. до н.э. ),
проповедовавшегопринцип"всеобщей любви” и равенства всех людей . В
отличие от конфуцианцев, с которыми Мо- цзы и его ученики резко полемизировали,
моисты рассматривали управление страной не как морально-этическую проблему, а
как определенное профессиональное мастерство.
За тем Бань Гу поместил ещё несколько менее известных
филосовских школ, включая и авторов
аграрных трактатов, а в конце списка филосовских произведений прибавил особую
школу сяонюцзя ( сочинителей сяоню ). Сяошо – буквально: малые ( пустячные )
речения – стало впоследствии обозначением сюжетной повествовательной прозы.
Перечислив 10 школ мыслителей, Бань Гу перешел к описанию литературы
поэтической: поэм – фу и песен – гэши.
Великий конфуцианец Сунь Цин и Цюй Юань. А после них Сяй Юй
, Тан Лэ, а при расцвете династии Хань: Мэй Шэн, Сыма Сян-Жу и под конец Ян
Сюн.
Император Сяо-у-да, правивший в 140 – 86 гг. до н.э. учредил
даже специальную музыкальную палату – Юэфу. По ним можно судить об обычаях и
нравах, узнать их достоинства и недостатки – так сам Бань Гу определил роль
музыкальной палаты.
После песни и поэм в библиографии Бань Гу
помещенысочинения уже в основном
прикладного характера; разные виды книг по военному искусству, по астрономии,
по вопросам календаря, гаданий, медицины.
Литература при
этом рассматривалась в тесной связи с её функциональной предназначенностью, со
строго определённым местом в иерархии древнекитайского общества. Не случайно,
видимо, и то что большинство упоминаемых Бань Гу филосовских школ и их
сочинений связывается с отправлением определённых деловых функций в
древнекитайском обществе.
Так про
конфуцианцев он пишет, что они вышли из чиновников, ведающих делами управления
и заботящихсяо просвещении и
совершенствовании государя и его людей. Даосов он связывает с историографами,
которые вели записи о взлётах и падениях царств, что и заставило их задуматься
о причинах явлений; законников-легистов с чиновниками, отправлявшими наказания,
моистов- сосмотрителями в храме предковцарского дома и т.д.
И даже говоря о
песенной поэзии и поэмах-фу, непосредственно неасоциированных в сознании
древних китайцев с деловыми функциями словесности, Бань Гу усматривал их
общественную роль в связи с ритуалом . Он напоминал, например, что сановники
отправлявшиеся в соседние царства с посольской миссией, использовали песни "Шицзина”
для того, чтобы намёком выразить свои стремления. Можно сказать, что в древнем
Китае художественность как чистая эстетическая категория ёще не была открыта.
В древнем Китае постепенно зарождались жанры, составившие в
средние века изящную бессюжетную прозу. Такими были древние указы или обращения
к государю, входившие в свод "Книги исторических преданий”. Такв составе "Исторических записок” Сыма
Цяняродился жанр чжуань-жизнеописаний,
очень скоро, в Iвеке н.э., осознанный как самостоятельное литературное
явление.
Поэтому принцип классификации древнего историографа был
утилитарно-тематическим, а не чисто жанровым, как у его средневековых
последователей. Так произведения жанра Ицзоу – доклады государю- фигурируют у
него как в разделе "Книги исторических преданий” и в разделе "Книги ритуалов”,
так и среди летописных произведений, продолжающих "Весны и Осени”, и даже среди
книг, примыкающих к "Беседам и суждениям” Конфуция.
"Девятнадцать древних стихов” – отобранные царевичем Сяо
Туном в начале VI века
и включённые в его "Изборник”, были созданы в I-IIвв. н.э. Эти стихи фактически начиниют
в китайской поэзии пятисложный стих.
Проза повествовательная в Китае, как и в других странах
древнего мира, например, в Греции, начинает складываться лишь в самом конце
древнего периода. В I-IIв
н.э. в Китае появляются беллетризованные жизнеописания и истории, которые
весьма условно могут быть названы древними повестями. Это прежде всего "Яньский
наследник Дань”. Древность этой конфуцианской по своим идеям повести
подтверждена "Историческими записками” Сыма Цяня, так и китайским
изобразительным искусством рубежа нашей эры. Именно в это время на каменных
рельефах и других ритуальных сооружениях, часто изображалась сцена покушения
Изин Кэ. Также рельефы были найдены на полуострове Шаньдун и юго-западной
провинции Сычуань.
Аналогичным образом отличается и "Частное жизнеописание Чжао
– Летящей Ласточки” от официального жизнеописания этой знаменитой наложницы, а
затем и супруги императора Чэн-ди ( правил с 33 по 7 г. до н.э. ),
приписывается произведение крупному сановнику рубежа нашей эры Лин Сюаню ( или
Лин Юаню).
В древнем Китае была заложена идеологическая основа, на
которой развивалось средневековое искусство и словесность не только в самом
Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока – Японии, Кореи, Вьетнаме.
Тогда же сложились и многие темы китайской поэзии, тот богатый арсенал символов
и образов, без знания которого нельзя правильно понять классическую литературу
дальневосточных народов.